Вы, может, считали, что видео изобрели японцы, ну, на худой конец, американцы в 50-60 годах? О, как вы обманулись! На самом деле домашнее кино - home video - придумали в Кремле в 1936-1937 гг.
В МОСКВЕ была организация, которая называлась Госкино СССР. Как в любой уважающей себя конторе, там были отделы. И один из них - "особый". Среди функций отдела: обеспечение просмотров новых фильмов для членов Политбюро ЦК, Совмина и т.д. Просуществовал до весны 1991 года.
Удалось посмотреть накладные, по которым выписывались фильмы. Как великие трагики или революционеры, руководители государства оказались скрыты за псевдонимами. Громыко выдавали кассеты на фамилию Гурков, Устинову - Бобров, Пономареву - Гераськин, Горбачеву - на Бондаря.
Что же любили смотреть наши лидеры? А что ни попадя!
Сталин. При нем работать в отделе было страшно. Александр Сергеевич Ганшин, киномеханик Сталина, ныне здравствующий, рассказывал: "Иосиф Виссарионович любил исторические и военные фильмы. Картин заграничных почти не смотрел, но уважал Марику Рокк. Очень не любил голых баб".
Хрущев. Вообще большим любителем кино Никита Сергеевич не был. Смотрел советские фильмы и с недоверием относился к западным.
Брежнев. Рассказывают, что в последние годы он засыпал, как только в зале гас свет. Очень любил документальные видовые ленты, чтобы птички пели, рыбки плавали.
Леонид Ильич, не покладая очков, смотрел (и не по одному разу) "Крестного отца", "Челюсти", "Грязного Гарри", "Роки", "Эммануэль", "Охотника на оленей", "Убойную силу пистолета магнум", "Таксиста", "Ребенка Розмари" и тому подобное.
Что касается Политбюро "застойного", времени, то члены его в большинстве своем не отличались изысканностью вкуса. Один Суслов всегда заказывал эстетские и диссидентские картины. Смотрел Бергмана, Хичкока, Феллини, Пазолини, Вайду.
В Союзе секса тогда не было. А руководители предпочитали "это дело" на отдыхе. Так и летали самолеты в Сочи и обратно, имея на борту в качестве груза только несколько фильмов: "Империю чувств" или "Три дня с Эльзой", "Дочь смотрителя шлагбаума" или "Подростков".
Однажды позвонил "прикрепленный" Щербицкого, говорит: "Шеф просит что-нибудь для внука, детское". - "Есть, - отвечают, - французский фильм, "Бейби - любовь" называется". А это картина - самая что ни на есть крутая эротика. Скандал получился.
Алиев, помимо эротики, очень "Фитиль" любил. И всегда ужасно возмущался: надо же, какие беспорядки в стране творятся! После просмотра вызывал киномеханика и приказывал: "Так, по сюжету N 3 разберись и доложи в трехдневный срок". К счастью, Алиев через час забывал о своем приказе.
Андропов. Юрий Владимирович очень любил детективы и шпионские страсти. Видимо, специфика его прежней должности определяла вкус. Часто просил повторить: из наших - "Дело пестрых", из "ихних" - "Крестного отца" и все серии с Джеймсом Бондом.
Горбачев. Смотрел очень много кинохроники. Часто заказывал шедевры мирового кино. Судя по заявкам, любил "Серенаду Солнечной долины", "Мост Ватерлоо".
От Рыжкова заявок перед уходом на пенсию почти не было, а когда-то смотрел много. Медведев любил советские фильмы, "Запад" - очень избирательно. Заказывал и экспериментальное, эстетское кино. Яковлев предпочитал военные фильмы - и наши, и зарубежные. Язов - как раз не очень любил фильмы о войне, зато ценил коммерческое кино. Лигачев запрашивал все фильмы Сокурова и все новые поступления из-за границы. Шеварднадзе не пропускал ни одного нового фильма студии Грузии, из зарубежных - развлекательные. Ельцин смотрел немного, фильмы часто возвращал в монтажную непросмотренными.
Как видите, разные вкусы, разные предпочтения. Из общих можно, пожалуй, назвать одну лишь особенность - нелюбовь всего нашего руководства еще с брежневских времен к фильмам соцстран и киностудий союзных республик. Их почти никто не смотрел.
"Видео-Асс" (Москва)