Примерное время чтения: 11 минут
177

В ОСТАНКИНО И ВОКРУГ НЕГО. Телевидение: неэкранные страсти

Толпа, собиравшаяся в течение нескольких дней около телецентра в Останкино, выставила перед фасадом старенький грузовик - "гордость отечественного автомобилестроения" 30-х годов. Вокруг него развернули лозунги, до боли знакомые. На нем многочисленные алые стяги, а из разинутой пасти репродуктора несутся коммунистические марши и тревожные мелодии военных лет (например, "Вставай, страна огромная...").

Наши корреспонденты обратились к некоторым митингующим с вопросом, что их сюда привело.

О ЧЕМ ГОВОРЯТ НА МИТИНГЕ

Н. Галковская, 60 лет, экономист. Под красным флагом и транспарантом: "Соратники, выполним план ЦРУ - развал СССР, грабеж золотого запаса, секс, СПИД...":

- И 1-й канал, и российский дают нам только те факты, которые на руку нашим нынешним правителям. На экране сплошной разврат но всем программам. Верните нам социализм и Госплан, который был при Сталине и даже при Брежневе... Хочу видеть по ТВ что-нибудь русское или советское, как раньше: Кобзона или Магомаева... У меня аллергия на Америку. Если нам не дадут эфир, придется пулемет достать, сынок.

Мужчина средних лет. Стоит у стенда с лозунгами: "Стряхнем с останкинского шпиля гнездовье шершней Израиля", "Ельцин, катись к Бушевой матери", "Ельцина в ЛТП":

- Я здесь, потому что нас грабят. Мы не уйдем, пока ТВ не будет работать в пользу русского народа.

Максим, 18 лет, дружинник от движения "Трудовая Россия", одет в красную косоворотку со значком Ленина на груди:

- Охраняю наш митинг от провокаций. Если бы не мы, милиции пришлось бы туго. Телецентр был бы разгромлен. Телевидение совсем не нравится, вот только "600 секунд" и футбол смотрю. Моду взяли - все хаять...

Начальник отделения охраны телецентра майор милиции Махрименко:

- 12 июня уже пострадали люди во время прорыва наших кордонов: одна женщина и двое моих сотрудников. Одного из них били ногами. Провоцируют рядовых работников ТВ: устроили "коридор позора", молодых сотрудниц центра обзывали "проститутками Буша". Сегодня мне доложили, что "палаточникам" на ночь выдают по полбатона колбасы и по стакану водки... Кто привозил эти продукты, установить не удалось.

Начальник специализированной охраны телецентра полковник милиции А. Якушин:

- 12 июня около 14 часов митингующие прорвали колонну милиции и ринулись к телецентру. Милиция стала их уговаривать остановиться, но они все равно рвались. Пострадал старшина милиции Михеев...Если бы с нашей стороны были ответные действия, пролилась бы кровь.

Кстати, начальник ГУВД Москвы А. Мурашов продемонстрировал журналистам, участникам переговоров на ЦТ, которые состоялись 15 июня в зале совещаний в Останкино, несколько резиновых шлангов с обмотанными изоляцией ручками и металлической "начинкой", изъятых, по его словам, у митингующих. Делегация протестующих потребовала протоколы изъятия. Мурашев заверил, что такие документы имеются и им будет дан законный ход.

ЗА СТОЛОМ ПЕРЕГОВОРОВ

15 июня состоялись переговоры между представителями российского правительства, телевидения и митингующими. Последние настойчиво требовали слова в открытом эфире. Вот что вкратце сказал возглавлявший делегацию В. Анпилов. Он представился народным депутатом Моссовета, 1-м секретарем МГК Российской коммунистической рабочей партии и секретарем ЦК той же партии:

- Для того чтобы добиваться действительного слова для действительной оппозиции на экране ЦТ, в первую очередь надо выразить протест правительству, которое возглавляет президент пашей республики Ельцин, и выразить буквально возмущение тех граждан, которые, нас поддерживают. Во- первых, мы предъявляем требования к присутствующим здесь членам правительства, членам ВС. мы предъявляем счет обвинений правительству Ельцина: первое - за развал СССР, за попрание Конституции СССР. И наше главное Требование - восстановить законность в полном объеме. Нас привела сюда решимость выразить протест против безудержного роста спекуляции. Вот плакат: сколько стоил хлеб ? Всего 25 коп., а теперь - 12 руб. Это нагляднее всего говорит, почему мы вынуждены сюда идти. Мы протестуем против засилья иностранной культуры на экранах ЦТ...

ТРЕБОВАНИЯ ОТ "НАРОДА"

Было еще много слов, но основные требования можно свести к следующему.

Предоставить один час эфира в неделю для программы оппозиции. Причем оппозицией данная оппозиция склонна считать только себя (коммунистов, различного толка патриотов и представителей "Трудовой России"). Время выхода в эфир - в период с 19 до 23 часов. Тематику и кадровый состав должен определять комитет под руководством Анпилова. Он же заявил, что поскольку ТВ создавалось на деньги народа, то им, представляющим, как они решили, народ, за эфирное время и технику платить не надо, а надо их всем этим просто обеспечить.

Один из участников предложил присутствовавшему на переговорах М. Полторанину забраться на тот самый грузовик и провозгласить согласие с позицией митингующих. На это М. Полторанин ответил, что ни на грузовики, ни на броневики он забираться не намерен и выражает от имени правительства полное несогласие с ультимативной позицией В. Анпилова и его делегации. Правительство, как он сказал, ни на какие уступки, предложенные в такой форме, не пойдет. Накануне он разговаривал с президентом Б. Ельциным (перед его отъездом в США) и мэром Москвы Ю. Лужковым. Таким образом, он выражает не только собственное мнение:

- Я думаю, что помимо темы нашего разговора должен быть выбран и тон этого разговора. ...Здесь же группа, представляющая митинг. Можно ли назвать это переговорами? Но при всем этом вы должны знать, что то, что произошло 12 июня, - это и есть переступление грани закона. Разговаривать на таком уровне и в таком ультимативном тоне мы с собой не позволим. Запрошены все правоохранительные структуры, и они не просто будут давать оценку, а будут действовать, потому что дальше бездействовать уже нельзя.

А вот, что сказал руководитель Останкинской телерадиокомпании Е. Яковлев:

- У меня нет желания участвовать в гражданской войне ни с одной, ни с другой стороны. Это и позиция всего телевидения. На ультимативные требования я не пойду. Хотя считаю, что оппозиция необходима и эфир ей предоставлять надо. Весь вопрос - в технологии этого процесса. Но это должна решить совместная компетентная группа. Если осада снята не будет, я первый обращусь к своим сотрудникам объявить забастовку.

Представители профсоюза работников ТВ сообщили, что некоторые подразделения, оскорбленные всеми этими событиями, уже сегодня готовы выключить свою аппаратуру, чтобы погасить экраны.

Несмотря на непримиримость позиций, стороны после многих часов переговоров достигли определенного компромисса. Кратко он выразился в том, что решили создать рабочую группу из работников ЦТ и митингующих, которые могли бы решить некоторые технологические вопросы с выходом в эфир. Время выхода не уточнялось (наотрез отказался Яковлев). Но условия прежние - осада должна быть снята или "погаснут экраны".

ЧТО ОБ ЭТОМ ДУМАЮТ В "АиФ"

Коллектив "АиФ" придерживался и придерживается демократических позиций и считает, что граждане страны имеют право на голос. Свобода слова - это сегодня, пожалуй, единственно реальное достижение революции, которая произошла в стране. Редакция считает недопустимым ущемление прав граждан, каких-либо народов, оскорбление их национального достоинства. В том числе, конечно, и русского народа. Мы с болью читаем сегодня о том, что только в этом году 2 млн. русских, гонимых волной национализма, переедут в Россию из других республик. По некоторым данным, в ближайшие годы эта цифра может дойти до 6 млн. человек.

Мы можем понять определенную возбужденность этими фактами сил, называющих себя "оппозицией к новому режиму". Но мы считаем совершенно недопустимыми методы, к которым прибегают различные коммунистические группировки, оказавшиеся в эти дни около Останкинского телецентра. Весь мир по ТВ наблюдал, как били молодого милиционера, кстати сказать, русского парня. Причем били его красным флагом...

Святое дело не делают грязными руками. Коммунисты, которые на протяжении этого года были в числе застрельщиков многих митингов, проходивших в Москве и других городах, пытаются вновь выплыть на политическую сцену, эксплуатируя часто справедливые требования своих сограждан. Кстати говоря, мы не видим ничего дурного в том, когда на митингах люди выступают с критикой правительства. Правительство должно знать, как его реформы воспринимаются населением. Но надо отдавать отчет, кто, руководя страной на протяжении десятилетий, довел ее до нынешнего плачевного состояния.

В эти годы "АиФ" на своих страницах часто сопоставлял наш уровень жизни с зарубежным. По данным самых авторитетных аналитиков, богатейшая страна с огромным людским и природным потенциалом оказывалась где-то в третьем десятке рядом со слаборазвитыми странами.

Что же нам предлагают теперь? Снова вернуться к директивному плану, который принес столько бед нашей экономике, существовавшей долгие годы лишь за счет продажи водки и нефти. Вернуться к империи, воссоздав СССР, не спросив об этом народы, проживающие в странах, граничащих с Россией. Какой же силой это предлагают сделать? Видимо, военной...

Но это значит устроить на территории России и бывшего Союза неслыханную кровавую бойню. Ведь народы за свою свободу жертвуют даже самой жизнью.

Призывы, бушевавшие вокруг Останкино, говорят, что именно таким способом собираются восстанавливать СССР. А спросили ли они у своих сограждан, хотят ли те вернуться к былым временам с партсобраниями и всеобщей уравниловкой? Опросы общественного мнения показывают, что даже те, кто особенно остро переживает трудности экономической реформы, у кого волосы встают дыбом, когда они глядят на цены в магазинах, - не хотят возврата к прошлому.

Да, мы переживаем трудные дни. Но можно ли решить эти проблемы экстремистским путем? Достигнем ли мы тогда согласия? Трудности понятны. Многие из них проистекают и от неумелости правительства, и от не всегда четких ориентиров в его политике. Главная же трудность - переключить необъятную страну, наше архаичное мышление, привыкшее жить по принципу "бедность - так для всех", с позиций мифического социализма (а на самом деле тоталитарной диктатуры) на принципы естественной для человека общественной формации, в рамках которой сегодня уже живет почти все цивилизованное общество.

Хрупок новый нарождающийся мир, хрупок стеклянный "аквариум" телецентра. Его, конечно, можно разгромить до основания. Большевикам к этому не привыкать. Но что взамен? Снова поднимающиеся на мавзолей вожди, снова их безраздельное господство над нашими умами? Об этом не хочется и думать.

Да, мы считаем - оппозиции надо давать слово. Без оппозиции - гибель, новый тоталитаризм. Но каждая минута в эфире должна быть строго соизмерима с истинным весом оппозиции в народе, а не с тем, кто громче крикнет. Демократию надо не только провозглашать, но и защищать. Сейчас же лицом к лицу столкнулись две неравные силы: охмелевшие крикуны красного и коричневого толка и журналисты.

Власти обязаны сказать здесь свое слово.

Что касается самого этого шума, то мы спросили юристов столичной мэрии, какие нарушения имели место и какую ответственность могут понести участники событий. Вот что нам ответили.

Организаторы митинга просили провести 11 июня митинг около телекомпании "Останкино" с количеством участников до 3 тыс. человек и пикетирование там до 10 июля силами в тысячу человек ежедневно. Мэрия позволила им провести митинг с 18 до 20 часов 11 июня и пикетирование с 8 до 18 часов силами 100 человек. Установка палаток или наземных сооружений запрещалась. Организаторы же нарушили все предписания и установили 31 палатку. Грозит им это санкциями по ст.166"sup"1"/sup" Кодекса России об административных правонарушениях - штрафом до 1 тыс. руб. или исправительными работами до двух месяцев. А принимая во внимание содержание некоторых лозунгов, можно применить и ст. 74 УК РСФСР (пока действующего) о нарушении национального и расового равноправия.

* * *

По своей традиции мы решили обратиться к самым независимым "экспертам" - к прохожим около ближайшей от Останкинского телецентра станции метро.

С. Лозин, 20 лет:

- Не знаю, что там происходит, и знать не хочу. У меня отпуск. Пивка вот попил...Плохо, что ли ?

А. Дудин, 65 лет, слесарь-сантехник:

- Непонятно мне. Серьезные люди на телевидении, а не соображают. То бабу рекламную в разговор политиков сунут, в игры всякие на тысячи играют. Откуда деньги-то такие?

А. Панской, 34 года, служащий:

- Каждому свое: кому эротика, кому политика. И нечего тут навязывать свое мнение. Я, например, устал от политики. А эти, митингующие, если им так хочется, пусть создадут свое телевидение на свои средства и вещают хоть 24 часа в сутки. Разобраться в нашей жизни -это удел профессионалов, а не крикунов. То, что они устроили, - беззаконие.

Материалы подготовили А. БИНЕВ, В. БУЛДАКОВ, Д. ГРАНЦЕВ, М. ГИБЛОВ

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно