Известный политик, бывший политзаключенный, бывший председатель Львовского облсовета В. ЧОРНОВИЛ теперь работает в Киеве. Недавно он был избран сопредседателем "Руха". Кроме того, он - заместитель председателя комиссии по гласности и средствам массовой информации в парламенте Украины, а также гетман Украинского казачества. Как депутат облсовета время от времени он наведывается во Львов к своим избирателям. Здесь с ним встретился корреспондент "АиФ" А. Саргин.
- Во Львове говорят, что вы были рады удрать в Киев от проблем города и области, единственная ваша "львовская заслуга" - переименование улиц и развешивание флагов.
- Еще за год до подобного указа Ельцина мы вывели парткомы с предприятий. 23 августа закрыли обком, не зная, как на это посмотрят в Киеве. Если б мы не сделали этого, в руки властей не попало бы распоряжение секретариата ЦК КПУ о полной поддержке путча, которое мы нашли и расшифровали. Это послужило главным основанием закрытия компартии на Украине. Здесь коммунистам был нанесен колоссальный, но цивилизованный удар. Если б Галичина этого не сделала, мы бы сейчас были гораздо более партократичными. Мы за пару недель сняли все памятники Ленину...
- Теперь у вас ставят памятники Степану Бандере.
- У нас политический плюрализм. Но нам всем не нравится Ленин.
- Как глава области вы обладали реальными рычагами управления. Не кажется ли вам нынешнее положение похожим на положение английской королевы: много мишуры, но мало власти?
- Не кажется. Как председатель облсовета я сдал дела в первую очередь потому, что новая структура, представитель Президента, сделала Советы второстепенными органами. Сам я не мог стать представителем Президента, так как это полностью зависимая фигура. Да и на двух стульях трудно было усидеть: быть председателем облсовета и депутатом ВС.
- В "Рухе" до недавнего времени были "разброд и шатания". Появились ли теперь конкретная программа и единство действий?
- После президентских выборов и референдума часть руководителей "Руха" перешла на позиции полной поддержки Президента. "Сейчас важно государство, - говорили они. - А демократия - Бог с ней, подождем!" Но теперь в "Рухе" наша линия. Наше преимущество в том, что мы не узкая партия с фиксированным членством, хотя сейчас мы перерегистрировали 50 тыс. человек. У нас есть нефиксированные десятки тысяч людей, которые считают себя "руховцами" и готовы подписаться под любым "руховским" документом.
Мы вместе с "Новой Украиной" и другими демократическими партиями в состоянии создать альтернативный кабинет министров, ведем борьбу с нынешним правительством измены и предательства. Предательство правительства заключается в том, что оно ничего не делает. Что это за государство, не имеющее своей экономической политики? Плетется в хвосте реформ России, да и там эти реформы хромают на обе ноги, а у нас на все четыре. Хотя в России "наверху" поняли: если с Украиной нет единой экономической линии - черт с ней! Пусть она имеет свою гривну и не мешает стабилизировать рубль. А мы мешаем: 200 млрд. дотации на село - это такой ударчик по рублю!
У нас лишь импульсивное движение. Сказали американцы: не дадим того-то и того, если не сделаете то-то и то, - дернулись вперед, пустили в России повышение цен - и мы дернулись и запустили.
- Кроме борьбы с изменой и предательством, есть ли у "Руха" другие задачи?
- У нас есть своя экономическая программа. Кроме того, мы хотим добиться роспуска ВС, хотя Закон о референдуме сделан так, что его, референдума, почти невозможно добиться, если власти сами на него не согласятся. Но мы будем бороться и другими способами: скажем, студенты вот опять оживились.
Короче говоря, сейчас политическая палитра Украины без "Руха" - ничто.
- Ваше мнение о предоставлении Крыму статуса автономной республики?
- Здесь создан прецедент территориальной автономии. В России автономии все-таки создавались на базе коренной национальности. А на базе какой национальности она создана в Крыму?
Вы думаете, Крым очень хочет быть с Россией или быть самостоятельным? Они шантажируют и Россию, и Украину. Там же продано все! За идею самостоятельности стоит лишь партократическое руководство Крыма - самой "красной" на сегодня области Украины, которую почему-то поддерживает демократическая Россия. Крымская территориальная автономия - это грубейшая ошибка нашего Президента и Верховного Совета. Кравчук и глава крымской администрации Багров были лучшими друзьями. Думаю, они и сегодня друзья, только по-тихому.
- Ваше отношение к Кравчуку?
- Украина всегда была компартийным заповедником. Когда в России в "перестройку" было полно оппозиции, у нас была непробиваемая стена. Кравчук пришел к власти, используя старые структуры, но наши лозунги. Он очень хитрый политик, который приобрел хороший опыт.
- Его линия в отношении Черноморского флота близка вам?
- Это линия компромисса. Я по-другому смотрю на проблему. Что за стратегический флот может быть в этой луже? Конечно, Украине для защиты береговой линии надо отдать какую-то часть, а по другой нужно договориться, что с ней делать дальше.
- Какие проблемы стоят сейчас перед армией Украины?
- Мы абсолютно против национальной дискриминации, но это ведь ненормально, если весь наш генералитет - люди, не выросшие на Украине. Если мы хотим иметь свою армию, надо их менять, осторожно вводя коррективы.
К слову сказать, 82% бывшего львовского КГБ (ныне Силы безопасности Украины) - из-за пределов Украины. Когда они присягали, их аж в пот бросало. Но это и понятно: "пятая колонна" не хочет терять должности.
- Вячеслав Максимович, нередко раздаются голоса, что после заключения человек полностью меняет свое мировоззрение. Что вы скажете на это?
- За два года руководства областью мне многие ставят в заслугу, что я добился полной стабильности и не допустил крайности в регионе, где так сильны национальные чувства. В лагерях мы (за редким исключением) научились тому, чему многие сейчас только учатся: подлинному интернационализму.
- Будете ли вы баллотироваться на пост Президента на следующих выборах?
- Об этом еще рано говорить. Но если бы выборы были сегодня, баллотировался бы.