Как в не столь далекие времена манифест Нины Андреевой вызвал страшный переполох среди демократов, которые расценили его как кончину перестройки, так и телеграмму Центрального банка России, подписанную и. о. председателя В. Геращенко, радикалы сочли началом конца экономической реформы.
Вот позиция ЦБР - устами его первого зам. председателя А. ВОЙЛУКОВА:
- ЭТО решение вызвано платежным кризисом, который с каждым днем усиливается. Суть заключается в том, чтобы те неплатежи, которые есть у госпредприятий в пределах России, были бы выделены коммерческими банками по картотеке-2, в которой содержатся сведения о задолженности хозяйств, с расчетом не только того, что предприятию должны, но и того, что оно должно. При этом берутся не все предъявленные платежи, а только платежи за товары, за выполненные работы, услуги, которые уже прошли, признаны потребителем. Остаток задолженности по расчетам с покупателями- заказчиками и будет принят к рассмотрению на зачет и отнесен на спецсчета, отделенные от текущих операций. Эти счета блокируются. Кстати, и картотека уже отблокирована на 1 июля, по ранним указаниям, которые были согласованы с правительством. А если предприятие не захочет брать кредит, тогда оно эту сумму, на которую не получило согласие коммерческого банка, будет прибавлять к сумме долга, которая подлежит урегулированию через специальное "долговое" агентство при Госкомимуществе.
Если банк считает, что предприятие нормально работает и его продукция нужна потребителю, то он может выдать кредит за счет имеющихся собственных средств или кредитных ресурсов. Однако если банк считает, что кредит давать надо, но средств нет, то он может обращаться в ЦБ. Мы будем поступать жестко. Дадим кредит не навсегда, а на 3 месяца и по той процентной учетной ставке, которая действует в этот период. Мы дадим эти кредиты под ответственность банка, и если предприятие не заработает нормально, то через 3 месяца взыщем кредиты в безусловном порядке.
Но здесь есть и новый элемент, введенный нами. Банк вместе с предприятием, рассматривая состав задолженности, должен решить, будет он принимать к оплате неплатежи или он считает, что это предприятие неплатежеспособно и в дальнейшем. И тогда банк может отказать.
- Почему решение затрагивает только госпредприятия?
- Мы действуем по уже принятому и правительством, и ВС, и Президентом решению о том, чтобы расчистка неплатежей шла в госсекторе России. Вопрос долгов с другими странами СНГ - очень острый, и вскоре он будет рассматриваться с банками этих стран. Так же, как и с негосударственным сектором России.