В политическом доме нашем, если использовать слова Окуджавы, "пахнет воровством". Наступило время властолюбия, едва ли не поголовного. То и дело слышишь, читаешь: мы готовы к власти! Какая-то жириновщина заклубилась, понеслась по российским просторам.
РАННЯЯ демократия обычно слабая демократия. Или кажущаяся такой. Вокруг нее котами сегодня ходят те, чьи фамилии можно не перечислять: на слуху, и облизываются. Можно представить в какой воющий и царапающийся клубок сцепились бы все эти нынешние партийки, соборы, собратья по борьбе "за перехватывание власти у демократов", когда бы им это удалось. Ну а пока приходится лавировать, объединяться: на одной стороне боевой хоругви Сергий Радонежский, на второй - Иосиф Джугашвили. Согласны ставку сделать на самого Ельцина, если бы согласился на роль диктатора "единой и неделимой". В интервью для "Литературной газеты" А. Проханов вполне серьезно совращал Президента шутовским колпаком Муссолини ("корпоративного государства"). Руцкого пытались прощупать, теперь поносят "как не оправдавшего". Вышли на Хасбулатова...
И тут, похоже, что-то получается. Однако не в самом лишь Руслане Имрановиче дело, а в месте, которое он занимает в системе власти. Очень опасная для демократии эта должность - Председателя Съезда народных депутатов и заодно Верховного Совета. Вон куда совратила и увела Анатолия Ивановича Лукьянова. Беззаботно называем: "спикер". Но разве какому-нибудь спикеру американских или английских палат светит такая перспектива? Да еще в стране, где не решено: какой власти быть - президентской или парламентской? Накренилось в сторону парламентской, и Руслан Имранович с ходу - в дамках. Ну как не соблазниться?
Устаревший депутатский корпус одержим "комплексом неполноценности", а это всегда сочетается с агрессивностью. Союзные депутаты спасение от роспуска искали в Лукьянове, многие российские цепляться будут за Хасбулатова. То же и на Украине, в Беларуси. Везде агрессивно-послушные вчера, а сегодня ставшие очень даже непослушными прономенклатуренные парламентарии любой ценой стремятся сохранить себя в прежнем качестве. Белорусские "избранники народа", так те просто в бега кинулись, когда встал вопрос об обновлении депутатского корпуса. Не являются на сессию - и все. Российские же, наоборот, рвутся в бой. У них появился лидер, у номенклатурно-"патриотической" части парламента. Человек похоже что заигрался и "засветился", а потому, возможно, пойдет в открытую к цели - власти без всяких ограничителей. Но чему мы удивляемся? В Кремле и не то происходило.
Мы как-то забываем, что любая российская власть, как ее ни назови, по сути всегда оставалась "кремлевской". Беспардонная ложь в глаза, предательская жестокость, лицемерие, хамство. Притом без страха быть уличенным. Кремлевский горец, Сталин, все это возвел в степень высшего искусства. А потому пародийно-примитивными могут показаться нынешние аппаратные игры в Президиуме Верховного Совета. Ну, все, "как у того", один к одному - такое же незаметное стягивание нитей власти в одни руки, закулисные перестановки фигур.
Но... телевидение. И болтливость. Представляете болтливого Сталина? Да еще высвечиваемого безжалостной телевизионной камерой. Никакой "культ" не мог образоваться - существуй в те годы свободное телевидение. Так же и пресса. Не потому ли Руслан Имранович столь невзлюбил "четвертую власть"? Это Ельцину можно, начав с "правды-матки", держаться пока на ней. И то не рассчитывает на большее, чем один президентский срок. Кремль, его невыветрившийся дух требуют совсем иного поведения, если хочешь получить "неограниченную" и надолго.
В брошюре Руслана Хасбулатова "Власть" можно прочесть: "власть всегда должна быть готова уйти". Мы помним, как долго не уходил "плачущий большевик" - пока намертво не посадил экономику на мель. Ну а без конца жалующийся на обиды, ему наносимые, Хасбулатов, "демократ, каких еще не бывало" (его самохарактеристика), - до какого момента будет не уходить? А вокруг него копится бывшая цековская и гэкачепистская рать. Пока на его плечах на столь опасное для демократии спикерское место не прорвется и не сядет тот же Бабурин или кто-то из известного списка? По всему заметно, добрый совет из его брошюры сам автор не услышит: уйти! Как не слышал демократическую площадь Свободы в годовщину победы над путчистами, которая взывала к нему: "В отставку!"
Что же, к телевизорам, граждане! Парламентская жириновщина нам обеспечена на много вечеров подряд.