Указанный Фонд образован на базе имущества бывшего Института общественных наук при ЦК КПСС (ИОН). Проверкой установлен ряд нарушений и недостатков в финансово-хозяйственной деятельности.
В нарушение Учредительного договора и Устава Фонда учредители - Внешнеполитическая ассоциация (президент Шеварднадзе Э. А.) и гражданин России Ревенко Г. И. до настоящего времени не внесли в Уставный Фонд вступительные взносы по 10 тыс. руб., остальные учредители: Международный фонд за выживание и развитие человечества (президент Велихов Е. Б.), Фонд экономических и социальных реформ (президент Шаталин С. С), граждане России Горбачев М. С. и Яковлев А. Н. взносы внесли только в июле 1992 г., в то время как согласно Учредительному договору срок внесения взносов был установлен в один месяц с момента регистрации Фонда (23 декабря 1991 г.).
Согласно передаточному балансу на 1 января т.г. превышение доходов над расходами (по финансированию из партийного бюджета) в сумме 6,4 млн. руб. было отнесено по учету как резерв на покрытие предстоящих расходов, тогда как указанную сумму следовало перечислить в установленном порядке на специальный внебюджетный счет правительства Российской Федерации.
Бывший Институт общественных наук (ИОН) при ЦК КПСС в ноябре 1990 г. выступил соучредителем совместного предприятия "Любава", перечислив из партийного бюджета в его Уставный фонд 100 тыс. долл. США. По указанию бывшего Управления делами ЦК КПСС, целевым назначением в 1991 г. через ИОН перечислена СП "Любава" беспроцентная ссуда 10 млн. руб.
Произведенный в ходе проверки расчет плановых доходов на 1992 г. показал, что ожидаемое поступление средств от сдачи в аренду помещений, номеров в гостинице и других поступлений составит 1,6 млн. долл. США и 65,1 млн. руб.
Расходы на текущий год определены Фондом в общей сумме 134,1 млн. руб., при этом в смете расходов необоснованно были предусмотрены отчисления в резервный фонд 10 млн. руб. и на благотворительную деятельность 1,5 млн. руб. (при составлении сметы такие расходы предусматриваются по фонду специального назначения), т.е. плановая сумма расходов составляет 122,6 млн. руб.
Таким образом, исходя из приведенных выше расчетных данных по доходам и расходам, а также учитывая, что фактически в I квартале 1992 г. была получена прибыль в сумме 22,5 млн. руб. (в балансе же необоснованно показан убыток 136,3 тыс. руб.). Фонд является прибыльной организацией. Доходы, полученные в первом квартале т.г. в сумме 22,7 млн. руб., были необоснованно отнесены в резерв на покрытие предстоящих расходов вместо отражения их на счете прибылей и убытков, вследствие чего из суммы прибыли не был перечислен в бюджет налог на прибыль в сумме 7,2 млн. руб.
Во втором квартале т.г. Фонд также являлся прибыльной организацией, однако плановые платежи в бюджет (налог на прибыль) не производились.
Баланс за первое полугодие текущего года представлен в государственную налоговую инспекцию с нарушением установленного срока, и налог на прибыль в сумме 19,6 млн. руб. перечислен 17 августа т.г. при сроке 25 июля 1992 г. Фонд не перечислил также в бюджет налог на добавленную стоимость в сумме 119,6 тыс. долл. США с доходов, поступивших в первом квартале т.г. от деятельности гостиничного комплекса и арендной платы. При исчислении подоходного налога с физических лиц не учитывалась в составе совокупного дохода сумма превышения суточных расходов в иностранной валюте над утвержденными нормами при служебных командировках, в результате чего уменьшилась сумма подоходного налога с физических лиц.
Штатная численность Фонда на 1992 г. утверждена 871,5 единиц, в том числе штат службы руководства - 51 человек, штат работников, занятых научными исследованиями, - 149 человек, в то время как штат работников хозяйственной службы - 605 человек.
Значительная сумма экономии в расходовании средств получена по научной деятельности Фонда. Расходы за 4 месяца т.г. составили всего 12,1% от сметных назначений 1992 г., в том числе по научным проектам Центров - 2,3%. В то же время на научные командировки за границу израсходовано 746,7 тыс. руб. или 57,4% сметных назначений.
В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 23 декабря 1991 г. N 129-рп в пользование Фонда передано имущество, ранее принадлежавшее бывшему Управлению делами аппарата Администрации Президента СССР (до этого - ИОН при ЦК КПСС), в том числе комплекс зданий по Ленинградскому проспекту - дома NN 49 - 55 общей площадью 60822,8 кв. м и балансовой стоимостью - 22,8 млн. руб., из них сдано в аренду 3591,3 кв. м.
До июня 1992 г. здание бывшего общежития по ул. Новопесчаная, д. 15 - а, общей площадью 4858 кв. м (балансовая стоимость 653,3 тыс. руб.) частично сдавалось в аренду различным организациям, а в июле т.г., без соответствующего оформления в Государственном Комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом. Фонд заключил с акционерным коммерческим банком "Нефтехимбанк" договор о сотрудничестве, в соответствии с которым определено вступление Фонда в число акционеров банка путем приобретения акций в счет арендной платы этого здания сроком на 25 лет стоимостью 150 млн. руб. Фонд в счет будущих поступлений арендной платы получил от АКБ "Нефтехимбанк" акции на сумму 150 млн. руб., в том числе привилегированных акций на сумму 50 млн. руб., которые банком были выданы необоснованно, так как привилегированные акции реализуются банком физическим лицам, в основном работникам акционерного общества.
Бухгалтерский учет материальных и денежных средств велся по устаревшей инструкции бывшего Управления делами ЦК КПСС, а переход к ведению учета по плану счетов, утвержденному Министерством финансов Российской Федерации, осуществлен не был, не все материальные ценности были оприходованы по учету (компьютерная техника, ксерокс), инвентаризация материальных ценностей в процессе приема - передачи имущества не проводилась.
Ю. ДАНИЛЕВСКИЙ, начальник Контрольно-ревизионного управления, член коллегии Министерства финансов Российской Федерации.