Примерное время чтения: 7 минут
117

К КОНЦУ ГОДА ЧИСЛО ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ НА КУБАНИ ПРЕВЫСИТ 50 ТЫС. На краю державы. Не оступиться бы

В. ДЬЯКОНОВ - в прошлом строитель, кандидат наук, ныне глава администрации Краснодарского края - стал одиозной личностью благодаря своей реформаторской деятельности.

С ним беседует наш специальный корреспондент В. САВИЧЕВ.

- Вас считают ставленником Ельцина. Это действительно так?

- Я разделяю его взгляды и, как могу, поддерживаю его курс. Меня часто упрекают, мол, не успеет Ельцин подумать, как Дьяконов кидается исполнять. Я бы по-другому сказал: многое из того, что использует Ельцин, появляется сначала в Краснодарском крае.

-А что у вас появляется?

- У нас на сегодня 12 тыс. фермерских хозяйств, еще 40 тыс. будет до конца года. Причем из 12 тыс. только 180 не выдержали конкуренции с колхозами.

- Есть ли от них сейчас какая-то реальная отдача?

- Конечно! И огромная. В совхозе Тихорецкого района собрали по 6 центнеров гречихи с гектара, у фермеров - не ниже 30. А животноводство... Если бы мы сейчас кормились только от колхозного стада, у нас бы ни молока, ничего бы не было. Они и технику используют эффективнее, строят свои тока, амбары, станы. У нас такие фермеры есть, которые с банками по телефону общаются, и те им кредиты по звонку выдают. А чего не дать, когда у него на счету десятки миллионов лежат?

- Польза от фермеров очевидна. Почему же краевой Совет так активно вам противостоит?

- Потому что там все первые секретари окопались - от крайкома до райкомов, все председатели колхозов. Как только прошлой осенью землю раздали, так и началось. За два месяца образовалось около 6 тыс. хозяйств. Я подготовил три варианта постановления: 50% всей техники, направляемой в край, - фермерам; всю непригодную, брошенную в колхозах технику - тоже им. И третий вариант, если не проходят эти два: обязал колхозы организовать механизированные отряды, которые бы обрабатывали земли фермеров. Кроме того, я обязал снабжать крестьян нефтепродуктами.

Что тут началось! У них же везде свои люди есть, и в правительстве, и в российском парламенте целое лобби свое. Это же мощнейшая мафиозная монопольная структура края, имеющая свои представительства и счета в банках Германии, имеющая общий бухгалтерский учет, единую политику цен и т.д. Когда я разгонял агропром, мне и взятки в валюте предлагали, и в суд на меня подавали - все перепробовали. Они же знают, что демократы в концлагерь не посадят, не убьют никого, поэтому действуют нагло. Здесь, на Кубани, никто из них всерьез указы Ельцина до сих пор не воспринимает. Вот недавно отменили его постановление о земле.

А с фермерами они очень просто хотели обойтись: пшеницу у них не примем, просушивать ее не дадим, на хранение не возьмем, оставим их без бензина и транспорта. Но мы до осени продержались и фермерский урожай собрали и сохранили.

- Краснодар сегодня - приграничный край России. Как отражаются кавказские события на жизни региона?

- Здесь все перекликается, будь то события в Армении, Грузии или на Северном Кавказе. У нас сегодня одних армян вместе с приехавшими родственниками около полутора миллионов. Местному населению усиленно внушают, что все беды от них - "бей армян, спасай Россию". И бьют. Особенно усердствуют молодцы из казачьей рады. В итоге - армяне вооружаются, греки - тоже.

- Но ведь те же армяне, как нам пишут в "АиФ", ведут себя, мягко говоря, вызывающе: скупают недвижимость, прибирают к рукам торговлю, чувствуют себя хозяевами жизни.

- Во-первых, мы живем с армянами очень давно. Это наши армяне, которые давно вписались в нашу жизнь и быт, и никто против них ничего не имеет. Другое дело - приезжие, зачастую с большими деньгами, которые, пользуясь сегодняшней неразберихой с законами вообще и миграционными законами в частности, всеми правдами и неправдами пытаются оседать здесь, вводить свои порядки. Но с ними надо бороться цивилизованно, законами, а не шашками и нагайками.

- Кстати, о нагайках... Как вы относитесь к казачеству?

- Само массовое движение возникло не без помощи бывших коммунистических лидеров и в тот момент, когда они поняли, что их лозунги больше не срабатывают. Им нужно было срочно сменить одежду. Вот так возникла Кубанская казачья рада, которая, пытаясь выступать от имени народа, проповедовала такие идеи: мол, мы - не русские, мы отдельная этническая группа, поэтому надо закрыть границы и перестать кормить москалей. Естественно, они выступали против частной собственности, против "сиониста Ельцина". Впоследствии каждый атаман пытался отменять его указы и постановления.

- По-вашему, казачество - это прямо черные силы какие-то. Вы-то сами, часом, не казак?

- Я хоть по дедам своим - тоже казак, но им прямо сказал: если вы за Россию, за наше государство - я с вами. Если нет, то я палец о палец не ударю для возрождения казачьего сословия. А от власти здесь многое зависит. И сегодня уже никто не кричит, что в Россию ничего давать не надо.

- Сейчас в полный голос заявила о себе Конфедерация горских народов Кавказа. Создание так называемого Северокавказского государства - вполне реальная перспектива. Но это связано и с территориальными претензиями, и с положением русскоязычного населения, проживающего в этих регионах, и т.д. Как, по-вашему, должна себя вести Россия?

- Россия переживает переломный момент, и она не может решать все проблемы одновременно. Ни к чему, кроме крови, вся эта цепная реакция деления сейчас не приведет. Поэтому надо объявить мораторий на всякие попытки отделяться, и подумать всем о рынке. Если пройдут реформы, отпадут многие причины, побуждающие отделяться.

- Мораторий объявить можно, а кто его будет соблюдать? Что, силу применять?

- Когда коммунисты отступали, они заложили много мин замедленного действия. Одна из них - закон о реабилитации репрессированных народов. Его нужно остановить сегодня же, потому что завтра будет поздно. Уже и наши тут делиться начали на казаков и кацапов.

- А как быть с Чечней?

- Я думаю, раз хотят жить отдельно, то и пусть. Поставить границы, чтобы они не шастали туда-сюда. А то одна головная боль: то оружие везут куда-то, то банковскими аферами занимаются, то большими партиями продуктов спекулируют.

- Если закрыть границу, то русским они такую жизнь устроят, что те валом побегут. И ведь опять к вам...

- Конечно, в основном к нам. И сейчас уже многие едут оттуда. А почему бы в таком случае не наладить обмен переселенцами? У нас тоже много чеченцев проживает.

- Вы предлагаете принудительно переселять?

- Добровольно - принудительно. Если они хотят соблюдать чистоту своей нации, то надо им в этом помочь. Договориться и наладить обмен. Мы сейчас резко ограничили прописку в крае, все-таки национальный баланс надо соблюдать. Разумеется, это не дает никаких оснований для того, чтобы прогонять людей, которые здесь живут десятки лет. В демократическом обществе ценят людей не по цвету лица, а по вкладу в жизнь общества.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно