Наш сегодняшний собеседник - Тошпулат ТОЖИДДИНОВ, президент Народной академии культуры и общечеловеческих ценностей. С момента создания эта международная неправительственная организация последовательно выступает за сохранение и развитие всесторонних связей между бывшими партнерами по Союзу.
- Тошпулат Нажмиддинович, сбылись ли ваши надежды, связанные с минской встречей? Что, политики одумались и начинают восстанавливать порушенное?
- Шаги, сделанные наконец-то навстречу друг другу политиками в Минске, я бы расценил как запоздалую реакцию на волеизъявление народов. СССР распался не столько из-за своей национальной разнородности, сколько по причине несостоятельности системы хозяйствования, замешенной на порочной идеологии. Каждый народ стремится устроить свою жизнь разумно, с опорой на здравый смысл, на проверенные экономические связи и национальные традиции, а вовсе не мечтает отгородиться непреодолимым забором от старых соседей.
- Принято считать, что для народов бывшего СССР нет ничего дороже независимости, права развивать национальные традиции...
- А что такое традиции? Разве они учат вражде, ненависти, нетерпимости? Напротив, у всех народов без исключения они носят жизнеутверждающий, миротворческий характер. Я постоянно встречаюсь и беседую с общественными деятелями, бизнесменами, работниками культуры, науки, образования практически во всех государствах Содружества и ясно вижу, что те, кто пытается нажить политический капитал, эксплуатируя национальную идею, сегодня очень быстро теряют позиции и доверие людей.
- А что вы скажете по поводу соглашения о межгосударственной телерадиокомпании "Останкино"?
- Будучи сторонником единого информационного и культурного пространства, я могу это только приветствовать. Культура, лишенная доступа свежего воздуха, чахнет и в конечном итоге вырождается. А потом, культура - это сильнейшее средство против национал- шовинизма. Посмотрите, в бывшем СССР идут войны, но это не мешает людям разных национальностей участвовать в конкурсе молодых вокалистов имени М. И. Глинки в Алма-Ате или форуме артистов балета "Арабески" в Перми. А сколько звезд в эти дни собрал 1-й конкурс пианистов имени русского композитора С. В. Рахманинова! Или традиционный кинофестиваль стран Азии, Африки и Латинской Америки в Ташкенте. Кстати, участниками последнего стали до сих пор не собиравшиеся вместе руководители кинематографий всех пятнадцати бывших союзных республик, решившие объединить усилия для всесторонней совместной деятельности.
Конечно, можно и не вкладывать в это деньги, забыть о меценатстве и, сыграв на разнице курсов валют, купить "мерседес". А что потом? А потом разъезжать на нем по одичавшей, но суверенной деревне Пупырышки.
- Как вы, общественный деятель и бизнесмен, ратующий за единое экономическое и культурное пространство, прокомментируете состоявшуюся незадолго до минской ташкентскую встречу руководителей стран Центральной Азии, решения которой о сближении вызвали заметное недоумение и растерянность в других государствах СНГ?
- Никаких особых причин для растерянности я не вижу. Народы этого региона связывает многое - общность культуры, национальных традиций, языка, вероисповедания, сходные проблемы в экономике и сельском хозяйстве. Так что же порочного в их естественном стремлении расширить, укрепить взаимное сотрудничество? А если это выльется со временем в какое-то межгосударственное региональное объединение, то участие в нем вовсе не подразумевает отказа от членства в СНГ. Более того, уместно вспомнить, что именно республики Центральной Азии, наряду с Россией и Беларусью, неизменно оставались последовательными сторонниками укрепления Содружества.
- Так что же все-таки объединило наши государства под аббревиатурой СНГ - печальная необходимость или добрая воля?
- Я противник подобных искусственных альтернатив, особенно с такими "крайними" эпитетами. Истоки нашего единения намного глубже и сложнее. Сегодня из уст политиков, историков, этнографов и даже астрологов все чаще слышны такие термины, как "евразийская общность", "славяно-тюркский союз". Понятия эти - не пустой звук, за ними - многовековая история. Узбек по рождению, я не ощущаю себя иностранцем в России, как не чувствуют себя чужими миллионы русских, живущих в Узбекистане. Нет Европы и Азии в чистом виде, когда речь идет о бывшем СССР. Поэтому на ваш вопрос отвечу так: СНГ - это не необходимость и не воля. Это наша общая судьба.