Примерное время чтения: 9 минут
127

Гадкий утенок или молодой гусак? (часть 1)

Его появлению на свет никто не обрадовался. Кто откровенно проклинал новорожденного, кто скрепя сердце пытался примириться с его существованием. Даже его имя - СНГ - грубо высмеивалось: все тут же подметили, что там на конце есть такое неблагозвучное "гэ"!

Тем не менее гадкий утенок постсоветской политики выжил, хотя и перенес за четырнадцать лет немало бед и потрясений. И не просто выжил, а подрос, окреп, осмелел: похоже, наш бедолага становится если уж не прекрасным лебедем, то достаточно нахальным молодым гусаком.

Национальный институт региональных исследований и политических технологий "Экспертное сообщество" провел среди политической и деловой элиты России исследование о состоянии и перспективах Содружества Независимых Государств. Среди его участников - два политических антипода: депутат ГД, член Комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками Виктор АЛКСНИС и член политсовета Республиканской партии России Владимир ЛЫСЕНКО. С любезного разрешения директора института Людмилы Шеровой "Долгожитель" публикует на своих страницах их видение проблемы.

- В какой из стран СНГ положение русскоязычного населения сегодня наиболее благоприятно?

В. ЛЫСЕНКО: В Белоруссии - это же для нас вообще не заграница. Белоруссия всегда входила в состав еще Российской империи, наши язык и культура очень похожи, мы наиболее близки друг с другом, как и с украинцами. Хотя сейчас на Украине и сильны националистические настроения, особенно на западе, но все-таки восточная, южная ее часть, тем более Крым - русскоязычны, и от этого никуда не деться. В Казахстане сейчас стало неплохо - там русских тоже больше половины, он тоже издавна входил в Российскую империю, при этом и государственности своей не имел, так что нам не чужой. Да и Назарбаев - самый лояльный к русским из азиатских лидеров.

В. АЛКСНИС: Безусловно, в Белоруссии - там такой проблемы в принципе не существует. Белорусы и сами по себе очень толерантная нация - даже в те времена, когда там у власти был националистический Народный фронт, отношение к русскоязычному населению было вполне благоприятное. К тому же белорусы сами воспринимаются в других странах СНГ практически как русские. Совершенно противоположная ситуация в Туркмении, да и вообще в странах Центральной Азии - впрочем, сейчас эта проблема стоит в них не столь остро, но по той простой причине, что там русских-то уже и не осталось. Тот же Казахстан - это вообще вещь в себе. Сколько переговорено о тяжелом положении русскоязычного населения в Прибалтике - но там не было этнических чисток, а вот в Казахстане прошли крупнейшие в новейшей истории этнические чистки, в результате которых страну были вынуждены покинуть 2 миллиона русских - для меня это просто одна из загадок бытия. Я действительно никак не могу понять, почему в стране, которая реально идет на союзническое сближение с Россией, имеет такого толерантного лидера, как Назарбаев, проводятся настоящие этнические чистки - причем под аккомпанемент красивых слов о дружбе народов.

- Какое из государств СНГ наиболее успешно движется по пути либерализации и демократизации?

В. ЛЫСЕНКО: Украина - бесспорный лидер, хотя ей очень подпортил репутацию недавний раздрай между революционерами Ющенко и Тимошенко. В общем-то, Грузия - приватизация проведена, государственная собственность продается, хотя я обязан подчеркнуть, что эти успехи достигнуты за счет действий министра по экономическим реформам - русского олигарха с русской бизнес-культурой - Кахи Бендукидзе. Молдова в последнее время активно старается демократизироваться, хотя это выглядит довольно забавно: такой ортодоксальный коммунист, как Воронин, и вдруг возглавил процесс воссоединения с Западом.

В. АЛКСНИС: На всем пространстве СНГ это движение уже давно закончилось: всем уже очевидно, что "либерализация и демократия" - не более чем красивые слова, которые на деле не несут ничего хорошего. В плане лозунгов и деклараций Украина вне конкуренции: было много революционных лозунгов, но реально-то ничего революционного не произошло. Центральная Азия - разговор особый, там функционируют жесткие авторитарные режимы, где о таких вольностях и речи идти не может, они в лучшем случае вызывают улыбку. Ну, Молдова - страна нищая, а демократия возможна только в богатой стране, поэтому все потуги г-на Воронина и К? - опять же не более чем декларации.

- Экономика какого государства СНГ и отдельно Центральной Азии в настоящее время имеет самую положительную динамику?

В. ЛЫСЕНКО: Мощнее всех двигается Казахстан: Назарбаев и с Западом хорошо работает, и грамотных экспертов-экономистов приглашал еще в 90-х годах. У Украины достаточно неплохие темпы роста. А "бронзу" заслужил Туркменбаши, Сапармурат Ниязов - ему удалось свою авторитарную страну сделать одной из самых богатых - пусть и за счет наличия природного газа.

В. АЛКСНИС: На мой взгляд, самая эффективная экономическая политика - в Белоруссии. Они пошли по китайскому пути развития, это тот взвешенный рациональный путь, который бы и нам не худо взять за образец. В Центральной Азии это опять же Казахстан, который демонстрирует очень успешную динамику, на мой взгляд, благодаря тому, что от эпохи безудержного либерализма перешел к строгому государственному регулированию экономики.

- Какое из государств СНГ проводит наиболее эффективную политику по борьбе с теневым капиталом?

В. ЛЫСЕНКО: Казахстан - Назарбаев провел года четыре назад знаменитую финансовую амнистию: народ мешками таскал доллары в Центробанк, и никто потом за свою откровенность не пострадал. А вообще в СНГ с этим пока туго: и Путину мы такой выход давно и безуспешно советуем, и Ющенко вот к власти пришел под этим флагом. Хотя на деле там каждый только старался урвать себе кусочек, однако высоких стремлений продемонстрировано было вдоволь. И, безусловно, уважаемый Туркменбаши тоже грозный борец с теневым капиталом - он все сплошь в стране подгреб под себя и больше ни с кем не намерен делиться.

В. АЛКСНИС: Опять же Белоруссия. Лукашенко ведет жесткую борьбу с теневым капиталом, государство там очень сильно регулирует частное предпринимательство. Это реально, а вот различные амнистии, по-моему, такие кампании по чисто политическим мотивам: украденные капиталы надо легализовать, потому что их обладатели как раз у власти, им надо себя обезопасить, а вот новым-то они уже ничего-о-о украсть не дадут!

- Какое из государств СНГ и Центральной Азии отдельно проводит наиболее взвешенную социальную политику?

В. ЛЫСЕНКО: Украина - при всей карусели последнего года они все-таки ухитрились провести большие социальные реформы: неплохо идут и по здравоохранению, и образованию. Ну, можно Белоруссию вспомнить - скудно там люди живут, зато у всех всего почти поровну. Примерно так же обстоят дела и в Молдове - пусть бедность жуткая, но Воронин все-таки что-то пытается сделать. Все-таки он в прошлом коммунист, а для коммунистов забота о социальной сфере - это святое.

В. АЛКСНИС: Белоруссия и Казахстан. Лукашенко всегда держал этот вопрос на контроле, это единственная из стран постсоветского пространства, где не произошло слома существовавшей системы соцзащиты, она сохранилась практически на советском уровне. Назарбаев тоже старается действовать в этой области взвешенно и осторожно, чтобы не спровоцировать потрясений в обществе.

- В каком из государств СНГ и Центральной Азии наименее вероятно возникновение бархатной революции и почему?

В. ЛЫСЕНКО: В Украине - там революция только что возникала, если даже начнется что-то еще, то тогда это уже будет контрреволюция и уж никак не бархатная. Молдова в едином порыве идет в Европу, там нет внутренних разногласий, так что все будет спокойно, если Воронин сможет все грамотно разрулить и оставит в покое Приднестровье. Крепок трон у Туркменбаши - у него порядки жесткие и газа еще на несколько поколений хватит. И все остальные страны поэтому с ним дружат и стараются зря не связываться.

В. АЛКСНИС: В Центральной Азии ничего подобного не грозит - там у власти находятся авторитарные деятели, которые обладают политической волей и способны сражаться за сохранение собственной власти. Акаев в этом ряду - исключение, он случайно вознесся на волне времени, но по сути остался научным сотрудником и при обострении положения добровольно отдал власть. А вот Каримов наглядно продемонстрировал, как надо относиться к власти, - не жалел патронов. Так же и Назарбаев, Рахмонов, Ниязов - в случае чего применят силу без сожалений, колебаний и оглядки на Запад. Они соответственно воспитаны, они верные ленинцы, они четко восприняли ленинскую установку: "Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, когда она умеет защищаться". В Белоруссии - маловероятно, учитывая уровень поддержки Лукашенко большинством населения, а такая поддержка действительно существует, несмотря на все попытки оппозиции себя обозначить. Но они даже не могут собрать несколько тысяч человек на манифестацию в Минске, чтобы продемонстрировать свою значимость, рейтинг объединенного кандидата от оппозиции - 2-3 процента. А Лукашенко еще и обладает той самой политической волей и безоговорочной поддержкой силовых структур, которые понимают, что могут пострадать от его ухода. Ситуация в Молдове будет зависеть от реальных действий так называемого коммуниста Воронина. Пока ему удается консолидировать нищее общество, разыгрывая национальную карту, эксплуатируя образ внешнего врага. Это он сейчас гоношится, что, мол, будем гордо голодать и замерзать, но я бы хотел года через 2-3 посмотреть, где будет этот господин, если Россия действительно прекратит покупать молдавские товары и поставлять туда энергоносители.

Окончание в следующем номере "АиФ. Долгожитель"

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно