"Сколько можно гнать рекламу? Телевизор включать противно! Зачем нам показывают то, что мы все равно не можем купить?" Таких писем приходит в редакцию все больше. Ответить на них попытался наш корреспондент.
ЭФИР руками не потрогаешь, он как мыльный пузырь, он - ничей. Вот и крадут его под разными предлогами за разные суммы. Помните недавнее новогоднее поздравление человека в красном пиджаке? Кто такой? Откуда? Почему вместо Президента этот красный от "МММ"? Ответ простой: купил эфир. Может быть, девушке любимой обещал появиться именно в предновогодний час, может, пари с приятелями держал... Заплатил официально за рекламную минуту 15 млн. руб., а еще сверху n-ную сумму. И на "Останкино" аналогичная заявка на выступление за несколько минут до Нового года была оплачена лидером одной из партий. Но в эфир, "по техническим" причинам, правда, он так и не вышел.
Как же попасть на экран простому смертному? - спросите вы. Прежде чем ответить на вопрос - еще несколько цифр и фактов. 82% эфирного времени, считают специалисты, занимают материалы, сделанные на заказ. Это не взятки, это... впрочем, решайте сами. Скажем, "Марафону" жить надо, а чтобы жить, предлагает он отснять сюжет всего за 0,5 млн. Компания "Тинка" сделает нужный вам сюжет за 1 - 2 млн. Студия "Победитель" тоже снимает сюжет за деньги спонсора, но, если в назначенное время опять же по "техническим причинам" он не пойдет, значит, готовьте "сверху" еще 200 тысяч. Кому они идут - неясно, ясно только, что не в "бюджет" ТВ. Надо сказать, за вознаграждение телевизионщики и сноровку проявляют, и смелость. Попробуйте в сорокаминутный официальный сюжет втиснуть одну, "но очень дорогую" минуту! А ведь втискивают. Чтобы отснятый клип, стоимостью 2 - 3 млн., попал на экран, надо дать еще полмиллиона. Или, например, если еще 2 - 3 года назад нормальный спортивный фильм пошел бы бесплатно, то теперь только за полмиллиона протолкнут. Если кто-то благое дело сделал и мечтает вдохновить собственным примером других - заплати. 4 клипа стоят 15 млн.
Хотите попасть в Московскую программу - вызывайте "Московский телетайп". Но приедет он отнюдь не по каждому вызову. Не обязательно платить студии наличными - можно "добрыми" делами в соответствующих эквивалентах. Например, купить Москве очередной телесериал из Мексики или Аргентины за 60 тыс. долл.
Особое место занимают музыкальные передачи. Такие яркие, развеселые, пой, пляши, ни о чем не думай, только деньги копи. В "50×50" попасть можно за 500 тыс., блеснуть в "Музобозе" - стоит 150 тыс. "Телекроссворд" дешевле берет - всего 50 - 60 тыс. руб. Ну а "Поп-магазин", "Хит- конвейер", соответственно, еще меньше. Взятка ли это, плата ли за эфирное время - вопрос. Это за рекламу есть официальные расценки (что "сверху" - не считаем). Говорят, что даже многие ведущие на ТВ стоят определенную сумму.
Сегодня включать телевизор не очень хочется. То тебя кирпичами завода "Унитрон" забросают, то собака вроде Алисы облает. И все меньше надежды на творческие передачи, находки, удачи. Волнует ли это самих телевизионщиков? Не растеряет ли ТВ своего зрителя? Увидит ли он то, что хочет? Или однажды "Сэлдом" купит ну о-очень простую рекламу, и мы просидим весь вечер у "черного ящика".
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
Во вторник в 8.30 утра был убит кирпичом по голове главный редактор студии музыкальных и развлекательных программ "Останкино" В. М. Куржиямский, совсем недавно занявший этот пост.
* Редакция собирается продолжить разговор на эту тему в следующих номерах.