Может, и к лучшему, что роман "Псалом" Фридриха Горенштейна, изданный за рубежом, у нас появился именно сейчас. Тем более что дискуссионность "Псалма" настолько очевидна и настолько непривычна для нас развернутая в романе система ценностей, что до нормального литературного спора с ним нам, пожалуй, надо было дозреть.
НЕПРИВЫЧНОСТЬ позиции Горенштейна во взгляде на человека как на неисправимо косное, маловменяемое, упрямое, фатально слабодушное существо, природа которого за тысячелетия не меняется.
Любить людей невозможно, прощать их опасно, жалеть их - значит потворствовать греху. Это убеждение Горенштейна противоречит всей нашей традиции сострадания и милосердия, любви к малым сим, сочувствия гонимым и слабым. Не в сочувствии и сострадании нуждается человек, по Горенштейну, а в жесткости Закона, спасительной неотвратимости Кары.
Надо думать, что читатели, ориентированные на христианские ценности, найдут встречные аргументы, и спор окажется плодотворен. Смысл такого спора - не в богословских решениях, а в том, чтобы лучше понять, что происходит с нами сейчас. Горенштейн на пророков только ссылается, его опыт - чисто советский, и герои его живут на Украине в голодухе 30-х гг., на Волге в первые послевоенные годы, а также в нашей "перестроечной" буче, в угаре нынешних разборок насчет демократии и жидомасонской опасности.
"Псалом" спет. Каковы будут ответные мелодии?