Самолет теперь и роскошь, и непредсказуемое средство передвижения. Зато цены сегодня в свободном полете. О причинах такого положения в гражданской авиации - беседа нашего корреспондента с начальником информационно- аналитического отдела Комиссии по безопасности полетов в составе Межгосударственного авиакомитета В. ПОСТНИКОВЫМ.
- Большинство из нас всегда предпочитало час полета суткам езды в поезде. Только за последний год объем авиаперевозок в общем по СНГ сократился на 30%. На Украине и в России - на треть, в Таджикистане - наполовину.
Стоимость одного авиабилета, например во Владивосток, уже превышает размер месячной зарплаты классного летчика. Столь высокая цена складывается, во-первых, из стоимости амортизации самолета за час полетного времени, а это десятки или сотни миллионов рублей, во-вторых, из расходов на топливо (до 50 тыс. руб. за тонну), в- третьих, из зарплаты обслуге и экипажу самолета (в среднем на человека по 30 тыс. руб.), и зарплаты различным чиновникам.
В дальнейшем, по оценке специалистов, может произойти следующее: цены опять возрастут, и тогда летчики будут вынуждены возить только самих себя или снижать тарифы. Но может вмешаться и государство и без особого диктата начнет регулировать прибыль авиапредприятий налогами и штрафами.
Сейчас в аэропортах новых независимых государств, как правило, расчет идет наличными. За деньги и топлива закачают, и деталька дефицитная отыщется. Теперь летчики перед вылетом берут в кабину рюкзаки с купонами и рублями, минимум 500 тыс. За все отвечает командир...
Наличие больших денег на борту в наше беспокойное время может спровоцировать новые преступные действия против экипажей. Экономия горючего из-за его нехватки и дороговизны тоже становится преступной. Летчики сами меняют курс, нарушают правила захода на посадку и т.д. А в результате: в октябре 1992 г. произошла катастрофа самолета "Ан-8" индивидуального частного предприятия "Авиа"...
- Кстати, какими самолетами летать безопаснее: частными или принадлежащими Аэрофлоту?
- Знаете, как появляются эти частные компании? У кого-то находится много денег, чтобы взять в аренду или купить несколько самолетов. Потом заключается договор с государством о ремонте, о стоянке, затем выдается лицензия, продаются билеты и - в путь. Всего в СНГ их уже примерно 200. Несколько случаев в 1992 г. показали, что во вновь образованных структурах порядка поменьше. А стремления заработать значительно больше.
- Контролирует ли кто-нибудь качество их работы, уровень безопасности?
- К сожалению, вместе с пресловутой тоталитарной системой рухнула и единая система контроля безопасности полетов. На Западе, кроме жесткого контроля государства, с этим с успехом справляются и страховые компании. Если случится ЧП, такая компания, выплатив страховку, несет огромные убытки и обязательно разберется, кто же виноват в происшествии. На фирму-виновницу будет подан иск в суд, будь то "Боинг" или "Локхид".
- Не представляю, как бы западные компании стали страховать нашу изношенную "советскую" технику...
- Ну, "Боингами" Россию не закидаешь. Несмотря на то, что "Ил-86", "Як-42" - 1980 г. выпуска - самые "новые" конструкции, в ближайшие годы "массового падежа" из-за этого не ожидается.
- В 1992 г. в странах - участницах Соглашения о гражданской авиации и использовании воздушного пространства (СНГ и Грузия) было 162 авиапроисшествия, в том числе 32 катастрофы, в которых погибли 250 человек. Две трети катастроф произошли по вине экипажей. А кто виновен на земле?
- Без ведома летчиков посадить "зайца" в салон невозможно. А люди хотят улететь во что бы то ни стало. Дают взятку командиру экипажа или кому-нибудь из летчиков. Стюардессы на это не пойдут без ведома экипажа. Суммы самые различные: от 15 до 30 тыс. руб. В Ереване, например, суммы взяток доходят до 80 тыс. Командир сознательно идет на риск, сажая "зайца". Надеясь, что перегрузки не будет. А в аэропорту за "кусок" - другой на чемодан могут наклеить любую бирку. Так что небо начинается на земле...