Примерное время чтения: 5 минут
112

Проблемы высшего пилотажа

85-ЛЕТНЯЯ история ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. Жуковского) уместилась в одной небольшой комнате. Поэтому на осмотр экспозиции музея губернатор Громов и делегация подмосковного правительства потратили 15 мин. Еще 10 мин. все прислушивались к тихому голосу директора института, водившего указкой по плану территории. Затем умчались осматривать легендарные аэродинамические трубы и установки, где с помощью разных ухищрений пытаются ломать самолеты. Интерес высокого начальства к авиации объясняется просто: Жуковскому к осени должны присвоить статус наукограда. Для того чтобы город стал российским аналогом американского НАСА, придется изрядно потрудиться и потратиться, поэтому хотелось бы оценить масштаб проблем.

Катания вместо испытаний

В ЦАГИ - головном предприятии отрасли - еще недавно трудились 30 тыс. чел., сейчас остались 4,5 тыс. Средний возраст работающих - 52 года. Это основное, но не единственное в Жуковском градообразующее предприятие. Существуют НИИ приборостроения, НИИ авиационного оборудования, Московский НИИ "Агат", каждый из которых борется за выживание. А второй по значимости после ЦАГИ Летно-исследовательский институт им. Громова, выпавший из поля зрения делегации областного начальства, давно стал "горячей точкой" местного значения. На балансе ЛИИ находится аэродром "Раменское" (где проходят ежегодные авиасалоны и имеется крупнейшая в Европе взлетно-посадочная полоса). Уже пять лет конфликт вокруг аэроузла развивается по нарастающей. Руководители КБ и летчики-испытатели ЛИИ считают, что "институт, главная задача которого обеспечивать и проводить летные испытания, гибнет, так как нынешнее руководство неспособно рационально управлять основными фондами, средствами и коллективом". А руководство ЛИИ придерживается прямо противоположной точки зрения.

Чтобы поддержать институт в трудных рыночных условиях, "Раменское" разрешили использовать для коммерческого обслуживания гражданских самолетов. В июле 2001 г. Минтранс РФ закрыл аэродром, признав его непригодным для полетов грузовых и транспортных судов. Десятки коммерческих компаний, базировавшихся в "Раменском", переселились в Домодедово, а ЛИИ потерял источник доходов. По словам депутата МОД Александра Гарнаева, летчика-испытателя, Героя России, чья профессиональная деятельность связана с ЛИИ на протяжении 25 лет, общее количество полетов сократилось с 20 тыс. до 2 тыс. в год. Чаще всего летает авиация МЧС или... катают иностранцев. Количество испытательных полетов, ради которых все затевалось, исчисляется несколькими десятками. Стоимость летного часа, приемлемая для коммерсантов, оказалась непосильной для испытателей.

По мнению руководства МЧС, техническая база аэродрома не соответствует требованиям современной авиации, так как приходится взлетать при свете аварийных прожекторов. И иностранные пассажиры, по словам летчиков, сильно рискуют, так как ремонтно-профилактические работы на самолетах ЛИИ практически не проводятся. Еще интереснее, когда иностранцев сажают на Су-30 с экспериментальной кабиной. В этом случае рискуют должностные лица. Могут попасть под статью "за разглашение государственной тайны".

До мая 2002 г. средняя зарплата в ЛИИ составляла 1355 руб., а у летчиков-испытателей - 1,5 тыс. руб. По требованию правительства МО (в связи с повышением тарифов на коммунальные услуги) зарплату увеличили на 30 - 100%. Но и сейчас это не бог весть какие деньги. Нельзя сказать, что государство совсем не принимает участия в судьбе института. Три года подряд, после длительного перерыва, оно оказывает ЛИИ посильную помощь. В 2000 г. из федерального бюджета выделили 63 млн. руб., в 2001-м - 79 млн. руб., а в 2002 г. - 100 млн. руб. За это время и на эти деньги необходимо было заменить 30-километровое ограждение вокруг этого секретного объекта, реконструировать топливохранилище, баки которого хронически подтекали, заменить светотехнику и покрытие взлетно-посадочной полосы. Это - по плану, а по факту мало что изменилось.

Оргвыводы

ВЕСНОЙ четверо летчиков-испытателей, Героев России - Анатолий Квочур, Владимир Логиновский, Александр Гарнаев и Геннадий Ирейкин - отправили письмо полномочному представителю президента в ЦФО Георгию Полтавченко. За попытку привлечь внимание высокопоставленных особ к проблемам родного института летчиков пропесочили на научно-техническом совете.

Осенью депутаты Мособлдумы обсудили "положение дел на предприятиях, располагающихся на территории аэроузла "Раменское", и отправили коллективный запрос на имя Михаила Касьянова. Ответ пришел в декабре, но не от премьер-министра, а от замгендиректора Российского-авиакосмического агентства. Примерно как в известной юмореске, когда жители дома, в котором прорвало трубу, обращались во все инстанции, вплоть до ЮНЕСКО, а ответы неизменно приходили от начальника родного ДЕЗа. По данным Росавиакосмоса, все идет по программе, и ЛИИ в дополнительных проверках не нуждается. Но на содержание и развитие всего аэродромно-технического комплекса ежегодно требуется 320 млн. руб. и 700 млн. руб. соответственно. В то время как ЛИИ на эти цели может потратить не более чем 20 млн. бюджетных руб. и 50 млн. руб. - из внебюджетных источников. Еще 58,8 млн. руб. предусмотрено в федеральном бюджете. Этих средств явно недостаточно. Дополнительные финансы можно получать от коммерческих полетов гражданской авиации, которые запрещены. Чтобы снять запрет Минтранса, надо модернизировать и реконструировать аэродром. На это нужно 1020 млн. руб. (см. выше).

Заколдованный круг, в котором оказались тысячи квалифицированных специалистов, уже уволенных или работающих за мизерную зарплату. 1 декабря 2003 г. в Жуковском будут отмечать 85 лет ЦАГИ. Не исключено, что этот юбилей город будет встречать в новом статусе наукограда. Но не все НИИ, расположенные в городе и необходимые авиации, способны самостоятельно выйти из глубокого штопора.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно