Беседа с министром культуры России Е. СИДОРОВЫМ
- Евгений Юрьевич, вы недавно сказали, что за восемь месяцев на посту министра у вас больше разочарований, чем побед. Грустно, хотя этого можно было ожидать. В чем главным образом эти разочарования?
- Главное, конечно, то, что я увидел -ни правительству, ни Верховному Совету не до культуры, среди их забот нужды культуры по-прежнему на самом дальнем* месте. Могут приниматься законы, постановления, которые мы очень ждали, но в действительности мало что от этого меняется. В верхних эшелонах власти почему-то уверены, что проводить экономическую реформу, строить новую экономику можно, минуя культуру. Это заблуждение серьезно затрудняет решение многих наших проблем. Вот, например, весь мир в этом году отмечает юбилей Рахманинова, на его родине - в Тамбове -должен состояться фестиваль, а я нигде не мог найти 85 тысяч долларов на приобретение рояля "Стейнвей", чтобы в Тамбов мог приехать и сыграть пианист международного класса.
- Значит, проблемы все прежние, материальные. А ведь но новому Закону о культуре впервые отчисления на культуру в федеральном бюджете должны составлять не менее 2% от общей суммы ассигнований - раньше было 0,56%. Каков сегодня бюджет министерства?
- Этого мы пока не знаем, так как бюджет не утвержден Верховным Советом. Средств, которые оговорены в этом законе, мы пока тоже, к сожалению, не получаем. У министерства существует ряд первоочередных программ - это помощь юным дарованиям, культурное наследие, поддержка провинции, национальных культур, входящих в федерацию, а теперь еще и культурная поддержка русских диаспор. Все эти программы у нас обсчитаны, на них требуется не менее 150 млрд. руб., сегодня же у нас есть только треть.
- Что же вы собираетесь делать при катастрофическом безденежье?
- Нам придется сочетать бюджетные и небюджетные источники. Культура может и должна зарабатывать сама. За рубежом, например, крупные музеи продают свои каталоги, открытки, даже значки и кепки. Кроме того, нас очень поддерживают спонсоры, меценаты. В этом году мы получили от них 1,5 млрд. руб. "Логоваз" учредил премию "Триумф", свои спонсоры появились у театров, оркестров.
- Спонсоры, конечно, люди добрые, только они гораздо больше любят знаменитостей...
- Молодую элиту обязано содержать государство. Мы сейчас установили 200 стипендий, финансируем программы фестивалей. С большим трудом сохранили сеть начального музыкального образования. Проблема оказалась не только в том, чтобы повысить зарплату учителям. За последние 5 лет была подорвана материальная база отечественной культуры, прекратился выпуск многих музыкальных инструментов, они теперь стоят чуть ли не миллионы. Конечно, придется искать средства на ремонт Большого театра, консерватории. Российской государственной библиотеки, Эрмитажа -они слишком давно этого ждут. Но все-таки культурная жизнь идет, несмотря на все проблемы. У нас ни один театр не закрылся, а, напротив, открылось много новых. С особой надеждой я смотрю на то, что происходит в провинции.
- Вы вообще "кабинетный" министр или ездите по стране?
- Раз в месяц по крайней мере обязательно выезжаю в другие города - и очень рад этой возможности лучше узнать страну. Эти поездки убеждают, что есть живая страна, что все не так плохо, как говорят политики. Я вижу в провинциальной русской культуре наше спасение. Там возрождаются народные промыслы. Интеллигенция сплачивается вокруг театров, музеев, филармоний.
- Раньше вы много бывали за рубежом. А теперь удается?
- У меня вообще в этом смысле хорошая работа: я вот говорю, что раньше все равно в музеи ходил, а теперь мне за это деньги платят, да еще запасники показывают. Но, кроме шуток, за рубеж тоже попадаю. Я очень горжусь, что мы подписали межведомственное соглашение с Китаем - такого не было с 1956 года. В отличие от прежней ориентации преимущественно на культурные связи с западными странами, я надеюсь, что будут расширяться и наши связи с Востоком - уже есть соглашения с Турцией, Японией. Не следует нам забывать и о восточно-европейских соседях, и, конечно, о бывших союзных республиках.
- Вам пришлось заниматься разделом "культурного" имущества между государствами СНГ?
- Нет. Раздел проходил мирно и быстро. Все было закончено еще до моего назначения.
- А с комиссиями парламента, занимающимися вопросами культуры, вы уживаетесь?
- Никаких конфликтов у нас нет, мы т дружно пытаемся пробивать одно - то, что на пользу культуре.
- Ваши пристрастия в литературе, театре?
- Говорить о том, что мне нравится, а что нет, не буду, из дипломатических соображений. Скажу только, что сейчас идет возрождение достоинства отечественной культуры, и я думаю, не случайно нынешний театральный сезон будет сезоном русской классики.
- Кто вы по гороскопу?
- Водолей.
- Значит, человек без предрассудков. Тогда несколько вопросов о частной жизни. К примеру, что вы предпочитаете из напитков, сигарет, какая у вас семья?
- Напитки люблю крепкие - виски, коньяк, хорошее красное вино. Курить бросил. У меня двое сыновей, живем в трехкомнатной квартире в центре Москвы. Есть дача в Переделкино, машина, вожу ее сам.
- От семинаров в Литинституте, наверное, отказались?
- Почему же, только сегодня проводил занятия. Когда что-то не складывается по времени, приглашаю студентов на занятия к себе домой. Так случалось и когда я был ректором Литинститута. Но я не хочу, чтобы вы думали, что министр культуры работает по 14-16 часов в сутки. Все подобные заявления - дурного вкуса. Я работаю столько, сколько надо.
- Не тянет писать для себя?
- Тянет. Но пишу я, к сожалению, только докладные записки, письма Президенту, письма правительству и лишь иногда делаю какие-то записки для себя. Вообще я плохо представлял работу в Министерстве культуры. Наверное, потому, что никогда раньше бывать в нем не приходилось. Впервые попал сюда уже в качестве министра.