Примерное время чтения: 3 минуты
97

В КОРИДОРАХ ВЛАСТИ. Съезд или референдум ?

Вопреки мрачным ожиданиям уже на второй день работы Конституционного совещания даже самые горластые - представители партий и общественных организаций - спокойно, статья за статьей обсуждали проект новой Конституции.

ПРЕДСТАВИМ себе, что все закончится удачно и на свет появится проект нового Основного Закона, согласованный со всеми (или почти со всеми) субъектами РФ. Немедленно возникнет проблема его принятия, да так, чтобы никто не мог ни в чем усомниться.

Первый вариант принятия - на Съезде народных депутатов. Как считает нижегородский губернатор Б. Немцов, депутаты должны выступить в роли присяжных заседателей и ответить "да" или "нет". Обсуждать текст не будет необходимости, так как все желающие народные избранники могли сделать это на совещании. Кроме этого, предполагается, что текст уже будет ратифицирован большинством субъектов Федерации. Кстати сказать, на совещании, вероятно, будет согласован и проект нового закона о выборах.

По другим оценкам, умелое манипулирование ходом съезда со стороны ряда прокоммунистических фракций и Р. Хасбулатова вновь превратит съезд в привычное собрание, способное еще раз поиграть в игру под названием "импичмент".

Но на этот случай возможен второй вариант. Даже по нынешней Конституции, высшим источником власти в стране является народ. Он, то есть мы, может выразить свою волю на референдуме с одобрением текста новой Конституции. Для его проведения, как известно, нужны или 1 млн. подписей или "заявка" одной трети народных депутатов РФ. И то и другое вполне достижимо. Возможна контрмера - постановка на референдум трех или более проектов и запутывание избирателей. Но и это может быть обойдено требованием все тех же субъектов Федерации, если они подпишут так называемый проработанный президентский проект.

Наконец, третий вариант - когда в силу каких-то причин ни первый, ни второй вариант не проходят. Связан он прежде всего с тем, что не будет, например, согласован единый текст новой Конституции. В этом случае Верховный Совет и съезд должны будут принять Закон переходного периода, регламентирующий переизбрание депутатского корпуса. И новую Конституцию примет уже новый парламент. Это самый сложный вариант, так как депутаты хоть и признают, что перевыборы необходимы, но очень этого не хотят, а некоторые боятся - останутся не у дел. Этот вариант, скорее всего, наиболее вероятен в том случае, если до конституционного съезда соберется еще один, на котором будет смещен Р. Хасбулатов. Тогда, может быть, его место займет менее экстравагантный, но более изощренный человек. Например, один из лидеров коммунистов - В. Соколов или Ю. Воронин. Однако и среди депутатской номенклатуры уже нет былого единства. Те, кто хорошо видит перспективу и не хочет стать политическим покойником, явно или тайно стараются перейти из состояния конфронтации с Президентом к разумному сотрудничеству.

Таким образом, нынешние лето и осень будут временем больших политических торгов. Российские регионы добиваются реальной самостоятельности, а политические деятели - своего места под будущим солнцем.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно