Примерное время чтения: 5 минут
107

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА. Страсти вокруг рубля

Интервью с председателем Комитета по оперативному управлению деятельностью Внешэкономбанка России, председателем Внешторгбанка России Ю. ПОЛЕТАЕВЫМ.

- Как профессионал объясните, до каких пор наш независимый российский рубль будет падать ниц перед СКВ?

- Объемы валютных сделок (до 100 млн. долл. продается за неделю) не отражают объемов внешнеторговых операций. И это не может выражать реальное соотношение между рублем и долларом. Масса операций идет, минуя валютную биржу, так как банки имеют право совершать валютные операции между собой и не выходить на биржу, куда они выходят только в тех случаях, когда при их торговле с другими банками выявляются какие-то средства, которые надо продать или купить на бирже. Если бы через биржу проходил весь межбанковский поток, то соотношение между долларом и рублем было бы другое, хотя тенденция осталась бы прежней.

- Отчего же наши реформаторы мирятся с таким позорным состоянием национальной валюты?

- По мере роста курса доллара появляется огромный стимул для инвестиций в экспортные отрасли. Впрочем, наши деловые люди не торопятся вкладывать туда свои деньги, видимо, из-за нестабильности в стране.

На такой курс рубля к доллару влияет огромный дефицит бюджета. На этом рынке главным действующим лицом выступают наличные рубли, которые "возникают" или через бюджет, или через кредиты. Если мы дойдем до 10% инфляции в месяц, как планирует правительство, рубль перестанет "унижаться" перед долларом.

- Нашему теляти да волка поймати... Прошлым летом хотели довести рубль до соотношения 80:1. Что на деле - мы видим.

- Мы попали в замкнутый круг: нет накоплений на инвестиции, нужно делать это за счет бюджета, а дефицит бюджета нельзя расширять, поскольку это сказывается на курсе рубля. Остановить этот процесс можно привлечением иностранных инвестиций, поскольку нет внутреннего источника.

- Похоже, что долларизация нашей экономики была запланирована, настолько быстро доллар стал основной нашей валютой.

- Тайное сделали явным. При слабой национальной валюте это неизбежно. Хороших быстродействующих средств изменить дело нет.

- Иностранные кредиты мы тоже по-прежнему бестолково расходуем?

- Много кредитов уходит на закупку продовольствия, которое дотируется. Это социальный вопрос, и ожидать здесь отдачи невозможно. На ширпотреб получаем кредиты редко, главным образом - на сырье, чтобы не останавливалось производство.

Кредиты на оборудование тоже идут на восстановление отраслей. Эффективность их использования невелика - только для поддержки жизнедеятельности предприятий. Ни для наполнения внутреннего рынка, ни для экспорта это практически не имеет значения.

Мы у себя дома торгуем сплошь иностранным товаром. А где ж наш собственный? Во всем нужна мера. И, прислушиваясь к чужим советам, надо иметь свою голову. А то - пусть даже самый именитый - человек за рубежом говорит: делайте только так, и мы несемся исполнять чужие рекомендации (я сам был часто тому свидетель). Даже самые хорошие идеи нельзя принимать "под копирку".

- Ваша оценка российских бизнесменов.

- Нельзя с "нуля" быть подготовленным к рынку. Привычка требовать от государства еще живуча: предприниматели просят кредит, не соглашаясь на наши условия. Бизнесменам кажется: если они что-то затевают, то все им должны помогать, не заботясь об экономической эффективности. Это самое слабое место. Мы говорим: покажите контракты на экспорт, докажите, что у вас будет выручка. Они же ссылаются на обещания, письма, полагая, что этого достаточно. Но мир бизнеса очень жесток, там на обещаниях никто не строит своих планов.

- Думаю, что, имея такого папу, ваши-то дети выучились за рубежом.

- Что вы! Сыну 23 года, он мог бы и здесь получить прекрасное образование, но нигде не учится, работает в товариществе с ограниченной ответственностью, безуспешно торгует копировальными машинами. К моим советам принципиально не прислушивается: все сам. Но пока у него ничего не получается. Учится на собственных ошибках.

- Как получить валюту с личных счетов граждан во Внешэкономбанке? Тьма нареканий на то, что получить можно, только отдав 10% вклада "темным силам".

- Средства со счетов граждан выдаются беспрепятственно. Сейчас мы выдаем гражданам любую сумму. Создали дополнительный пункт по выдаче валюты. Ежедневно пропускаем до 500 человек. Кроме того, по просьбе вкладчиков переводим их вклады в сбербанки, если они имеют валютные счета.

- А как людям получить свою валюту, хранящуюся во Внешэкономбанке, если они живут на Украине, в Грузии?

- Платежи этим категориям граждан должны были начаться в соответствии с Указом Президента России с 1 июля с. г. Однако реализация этого Указа сопряжена с техническими моментами, которые еще необходимо решить с национальными банками республик бывшего Союза ССР.

- Разные источники свидетельствуют, что предприниматели и мафиози открывают свои счета в инобанках.

- Банки не откроют нам тайну счетов своих вкладчиков, пока не будет решения суда.

- Когда мы будем возвращать наш внешний долг?

- По решению Парижского клуба мы имеем пять льготных лет, а затем в течение 5 лет должны начать погашать по 10 с лишним млрд. долл. ежегодно. Сможем ли мы это сделать - сказать сложно. Сегодняшние заделы и будут определять наши будущие источники. Развернем ли экспортное производство так, чтобы мы получали валюту, - этого не знает никто. Пока, во всяком случае, такой возможности нет.

- Один из экономистов сказал, что инфляция опережает падение курса рубля к доллару. Это верно?

- Да, темпы инфляции у нас выше, чем обесценивание рубля. Хотя уже две недели, как рубль догоняет инфляцию.

- Что выгоднее сейчас покупать?

- Лучше нефть, чем валюту.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно