"Всюду деньги, деньги, деньги. Всюду деньги, господа! А без денег жизнь плохая, не годится никуда" - так поётся в известной песне. Деньги в понимании человека - это свобода, достаток, "брызги шампанского".
НО МНОГОЕ зависит и от качества денег. Ведь они бывают и "деревянными". Как русский рубль сделать твёрже, качественнее? Об этом рассказывает известный финансист, председатель Центрального банка в 1995-1998 гг., доктор экономических наук Сергей ДУБИНИН.
Уроки истории
ОДИН из первых уроков, касающихся денег, Европе преподнесли испанские конкистадоры. Когда они вывалили на европейский рынок награбленное ими в Новом Cвете золото, в Европе произошла настоящая "революция цен". Они подскочили в разы. Вывод прост: излишки денег в обращении могут навредить.
Важно и качество денег, доверие к ним. Серьёзные проблемы с деньгами в России были и в ХVII веке, когда вместо серебряных начали чеканить медные деньги (дело кончилось бунтом), и потом в ХVIII веке, когда в обращение стали выпускать бумажные купюры. В России их называли ассигнациями. Отношение к ним было такое же, как в своё время у нас к "деревянным". Ведь неслучайно же в гоголевских "Мёртвых душах" все продавцы спрашивали у Чичикова, чем он будет платить - серебром или ассигнациями.
При социализме, в условиях тотального дефицита, деньги существовали весьма условно. Ценились не деньги, а связи. Да и отношения народа и власти строились по анекдотическому принципу: они делают вид, что нам платят, а мы делаем вид, что работаем.
Рублёвая хирургия
СОВЕТСКУЮ денежную аномалию пришлось ликвидировать хирургическим методом. Устраняя последствия неэффективной и милитаризированной советской экономики, правительство вынуждено было в 1992-1993 годах провести "взаимозачёт неплатежей". Проще говоря, предприятиям были выданы кредиты для погашения накопленных за десятилетия долгов. В результате на волю вышло немереное количество денег. Инфляция подскочила до 1500% годовых, фактически обесценив все накопления людей. Для населения это было катастрофой. Потребовалось 15 лет жёсткой денежной диеты, чтобы сбить инфляцию и вернуть людям минимальное доверие к деньгам.
Нужен новый манёвр
ОДНАКО сегодня диетическое ограничение количества денег в экономике посредством их "стерилизации" в Стабилизационном фонде становится тормозом развития. А решить стратегическую задачу снижения инфляции до 2-3% в год методами 90-х годов не удастся.
К сожалению, мы пока остаёмся одной из самых расточительных стран. Россия потребляет больше газа, чем Япония, Англия, Франция, Германия и Италия, вместе взятые. И это при том, что ВВП этих пяти стран превосходит наш почти в 13 раз. Правительство оправдывается: мы, дескать, северная страна, приходится платить "налог на морозы". Но в северных Швеции и Финляндии потребление топлива на душу населения примерно такое же, как в России, а ВВП на ту же душу - в 4 раза выше.
Что делать с "закромами"?
ГОСУДАРСТВУ нужны сильные, хорошо работающие деньги. Наши пока работают плохо. Одна из причин в том, что наш бизнес привык к быстрым деньгам. Сегодня вложил - завтра получил с наваром. В странах с ответственным бизнесом деньги работают медленно, но качественно. Они "обслуживают" не потребление, а инвестиции и торговлю. Деньги не проедаются, а идут в долгосрочные инвестиции, на обновление производственных фондов, на научные исследования и технические разработки. Экономика же на рост денежных поступлений отвечает ростом производства, а не цен. У нас пока происходит обратное. Цены пугающе растут, а чтобы удержать их, правительство загоняет деньги в новые "закрома родины" по имени Стабилизационный фонд.
Понятно, что при безмерных валютных поступлениях от нефти и газа настежь распахнуть денежные "закрома" нельзя. И Стабилизационный фонд в качестве временной меры сыграл свою позитивную роль. Но работа этой временной финансовой морозилки не должна подменять долгосрочной политики. А она - в создании стимулов для инвестиций, в борьбе с монополизмом, картельными сговорами, в бескомпромиссной борьбе с коррупцией.
Назрели и другие решения. Надо прекратить поддерживать искусственный курс рубля и плавно вводить "плавающий" курс. Он должен определяться не кабинетной каббалистикой, а рынком. Российская национальная валюта сегодня недооценена. Уверен, что на рынке за доллар скоро будут давать 26, а возможно, и 25 рублей. При "плавающем" курсе рубля зачисление средств в Стабилизационный фонд постепенно прекратится. А это значит, что деньги из бюджета можно будет тратить, не боясь усиления инфляции. На мой взгляд, в ближайшей перспективе это даст возможность снизить рост цен до уровня 5% в год.
В росте курса рубля есть и ещё одна приманка: чем крепче рубль, тем больше стимул его зарабатывать. Российский бизнес до революции быстро креп и умножался, потому что крепкий русский рубль с удовольствием брал любой банк за границей. За крепкий, а тем более конвертируемый рубль бизнесмены (и наши, и иностранные) и сегодня будут бороться. Усилится конкуренция. Монополисты, конечно, будут недовольны. Недовольны будут и чиновники, привыкшие стоять на раздаче. Но население выиграет.