Еще многочисленные петровские указы сулили жестокие наказания за взятки и "грабительства" со стороны должностных лиц. Однако к концу царствования Петра I выяснилось, что почти все его сподвижники замешаны в злоупотреблениях. Одни из них - например, обер-фискал Нестеров или сибирский губернатор князь Гагарин - были казнены, другие отправились в ссылку, а любимец царя Меншиков отделался штрафами...
ПРЕЕМНИКИ Петра, в свою очередь, также не прекращали борьбу со злоупотреблениями. Усиление попыток контроля сверху, всеобщая регламентация достигли апогея, пожалуй, при Николае I. Еще до него, в 1820 г., государственным чиновникам было запрещено участвовать в приобретении имуществ, продажа которых была поручена им правительством. При Николае I чиновникам вдобавок не разрешалось брать на себя казенные подряды и поставки в учреждениях, где они служили (даже через жен и подставных лиц), входить в долговые обязательства с подрядчиками и поставщиками в этих учреждениях, выступать "по месту службы" в качестве поверенных других лиц.
БЕРЕШЬ? НЕ ССОРЬСЯ С НАЧАЛЬСТВОМ...
В качестве "всероссийского отдела кадров" существовало 1-е отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, а при нем - Инспекторский департамент гражданского ведомства. Финансовую деятельность должностных лиц и учреждений проверял Государственный контроль. Пресекать злоупотребления были призваны и штаб- офицеры Корпуса жандармов.
С 1850 г. в Устав о службе гражданской был включен ставший знаменитым 3-й пункт, позволявший увольнять чиновников по недоверию в случае злоупотреблений, которые нельзя было доказать (просуществовавший, кстати, до 1917 г.). Но при этом предание служащих суду за служебные преступления зависело не столько от суда или прокурорского надзора, сколько от их собственного начальства.
Цензура стремилась пресекать все упоминания о взятках в печати и на сцене (известно, что гоголевский "Ревизор" был поставлен лишь после личного разрешения императора).
И в то же время взяточничество и казнокрадство не только не ослабли - они даже обрели четкую форму: так, все знали, кому из чиновников и сколько следует "давать" в каждом конкретном случае. Колоссальные суммы присвоил себе граф Клейнмихель при восстановлении Зимнего дворца после пожара. Разворован был "инвалидный капитал", предназначенный для пенсий инвалидам войн (что-то вроде нынешнего пенсионного фонда).
Дело дошло до того, что министр юстиции граф Панин, оформляя дарственную на дом для дочери, лично вручил чиновнику соответствующий "подарок".
ГЛАСНОСТЬ ВЗЯТКАМ НЕ ПОМЕХА
Начало царствования Александра II ознаменовалось либеральными реформами и, в частности, сменой старых, скомпрометировавших себя министров. Впервые в русском языке стало широко употребляться слово "гласность", а пресса получила возможность обличать коррумпированных чиновников. Благодаря реформам (судебной, местного управления, акцизной и др.) уменьшилось число поводов для дачи взяток. Так, введение суда присяжных сделало неэффективными взятки "по судебному ведомству", а отмена винного откупа - взятки чиновникам казенных палат.
Однако в условиях неизменной зависимости чиновников только от начальства и отсутствия выборности должностных лиц "старые" поводы очень скоро сменились "новыми", связанными с развитием предпринимательства: получением концессий на строительство железных дорог, государственных субсидий и т. п.
Показательно, что тема коррупции активно использовалась при критике политики реформ их тогдашними противниками во главе с наследником престола будущим императором Александром III. При нем, в 1884 г., последовали новые ограничения: высшим должностным лицам было запрещено участвовать в железнодорожных, пароходных, торговых и промышленных компаниях, входить в правления акционерных обществ и т. п. Снова была произведена смена руководителей - на сей раз на консервативных министров "патриотического" направления.
Увы, и они оказались не свободны от упреков в коррупции. Председатель Комитета финансов А. Абаза почти в открытую занимался крупной биржевой игрой на курсе рубля. В обществе говорили о получении взятки от иностранных банкиров министром финансов И. Вышнеградским, о злоупотреблениях министра путей сообщения А. Кривошеина. Максимальным наказанием провинившихся в таком случае обычно становилась отставка.
ЛЮБОВНИЦЫ - ВИНОВНИЦЫ ВОЕННЫХ НЕУДАЧ
Царствование Николая II также сопровождалось серией крупнейших скандалов, связанных с коррупцией. В ней были повинны многие великие князья (например, Алексей Александрович, тративший огромные суммы, отпущенные на флот, на содержание своей любовницы и ушедший в отставку лишь после Цусимы). В похожей ситуации оказался и генерал- инспектор артиллерии великий князь Сергей Михайлович: говорили, что все военные поставки по его ведомству проходили через его любовниц, среди которых была и знаменитая балерина М. Кшесинская. Лишь после военных неудач 1915 года, вызванных во многом нехваткой снарядов, против его ближайших сотрудников было возбуждено уголовное дело, однако сам князь оставался неприкосновенным...
Сегодня, в разгар споров и взаимных обвинений в коррупции, полезно вспомнить об историческом опыте России в этой области. Он, на наш взгляд, однозначно свидетельствует о том, что эффективными средствами борьбы с коррупцией можно считать не повальные запреты и регламентации, а сужение сферы жизнедеятельности, зависящей от чиновников, выборность должностных лиц, устранение канцелярской тайны. Одним словом - сокращение государственного вмешательства до разумного минимума.
Д. РАСКИН, кандидат исторических наук