Драка в российских "верхах" - лишь внешний аспект политической борьбы за власть. Сегодня большинству здравомыслящих политиков очевидно, что выиграть сможет лишь тот, кто завоюет доверие регионов.
О взаимоотношениях с центром, о реформах, проводимых в области, наш Специальный корреспондент В. САВИЧЕВ беседует с председателем Нижегородского облсовета Е. КРЕСТЬЯНИНОВЫМ.
- Евгений Владимирович, в поезде перед конечной остановкой пассажирам сообщили, что они прибыли в столицу российского бизнеса. Оправдывает ли Нижний это название?
- Пока еще нет. Вот "в столицу развивающегося бизнеса" - это можно сказать.
- По-моему, в нашем бизнесе настолько все уже "схвачено", что, как говорится, кто не успел, тот опоздал. Как вы умудряетесь что-то развивать?
- Прежде всего, мы никого не берем за шиворот и не заставляем, мы создаем условия. Как? Вот, скажем, москвичу, чтобы открыть свое дело, надо не менее полумиллиону отдать на взятки. Мы же ввели так называемую почтовую регистрацию вновь созданных предприятий, когда человек начинает свое дело, а потом уведомляет чиновника об этом: вот я нахожусь там-то, занимаюсь тем-то, пожалуйста, приходи и бери с меня налоги.
- И что? Так прямо все и жаждут заплатить?
- Ну, не все, конечно. По крайней мере те, кто занимается честным бизнесом, налоги платят, и немалые. А для остальных существует налоговая полиция.
- Что область имеет с этих бизнесменов?
- Помимо выплаты налогов, а это ощутимая добавка в областной бюджет, предприниматели способствуют занятости населения, Кроме того, они спонсируют многие наши начинания, например по поддержке одаренных детей, проводят благотворительные акции. Вкладывают деньги в развитие детской физкультуры и спорта среди детей и юношества, в культуру, а мы, в свою очередь, освобождаем их от налогов в пределах тех сумм, которые они вносят.
- Я знаю, у вас многие предприятия торговли приватизированы. Что дала приватизация?
- В целом за год каждый квадратный метр приватизированной торговой площади принес доход в 4,5 раза выше, чем муниципальной.
- И, все же, по крайней мере пока, вам никак не удается обуздать цены, которые, как и везде, продолжают расти.
- Главное не то, какие цены, главное - соотношение между прожиточным минимумом и денежными доходами населения. Так вот, у нас это соотношение 1:3, то есть один работающий зарабатывает три прожиточных минимума. Еженедельно мы обеспечиваем этот показатель и стараемся держать его не ниже, чем 2,7 - 2,8. Да, к сожалению, благоденствия пока нет, у нас масса нуждающихся людей, но есть положительные тенденции, которые позволяют надеяться на выход из кризисной ситуации в сложнейших инфляционных условиях.
- Не значит ли это, что вы, как и многие другие регионы, хотите выжить в одиночку, без Москвы? Все нынче обособляются, стремятся к независимости. Какой независимости хотите вы?
- Стремления к независимости у нас нет. Мы хотим самостоятельности, и самостоятельности, естественно, экономической. Но определенные политические права мы, конечно, должны иметь: право формировать местные органы власти, строить систему местного самоуправления. Мы же со своим бюджетом работаем, как директора, смотрим, куда вкладывать деньги, а где и придержать. Если я буду знать, что заработанные и сэкономленные средства у меня не отнимут, я еще интенсивнее работать буду.
- А что, до сих пор отнимают?
- Конечно! До сих пор Минфин и Комиссия ВС по бюджету, планам, налогам и ценам планируют "от достигнутого". Если "достиг", то у тебя непременно на будущий год что-то урежут и дадут тому, кто "не достиг". Вот мы из центра получаем минимум отчислений от НДС - 20%, а тот же Ульяновск - 50%. Кроме того, ульяновцы пополняют свой бюджет за счет десятипроцентной надбавки к цене на многие виды своей продукции, которую покупают в других регионах. Ну, давайте и мы так сделаем, только тогда никто ничего получать не будет. Нет, зарабатывать надо самим и постепенно переходить к самообеспечению.
- Тогда зачем нужен центр?
- Есть федеральные программы, на которые все - и мы, и Ульяновская область, и Татарстан, и Саха - обязаны выделить деньги: оборона, границы, госслужбы, внутренние войска, космос и т. д. Кроме того, есть программы, которые не впрямую касаются всех, но я думаю, ни один регион не откажется участвовать в развитии Архангельского порта - он всем россиянам нужен. Мы, в отличие от сегодняшнего центра, хотим честных, открытых партнерских отношений.
- В последнее время у вас побывало много именитых гостей, в частности М. Тэтчер и М. Горбачев. Что увидели, как реагировали на увиденное?
- Леди Тэтчер очень интересуется европейскими делами. Сама она сказала, что приехала посмотреть на столицу реформ. Встречалась с промышленниками, банкирами, журналистами. Побывала в магазинах, на предприятиях, смотрела и пыталась, наверное, понять, правда ли то, о чем говорят и пишут. Может быть, за ее визитом что-то кроется, может быть, определенный интерес проявляет к нам ЕЭС, не знаю. Во всяком случае, мы ее ни о чем не просили.
- В вашем Совете немало "бывших". Как вы уживаетесь?
- У нас действительно много бывших партийных, советских и хозяйственных руководителей, но никто их не делит на "бывших" и "нынешних". В этой среде много хороших, умных, квалифицированных людей. Не использовать их потенциал - значит сломать всю структуру управления регионом. Все мы занимаем центристскую позицию.
- Далеко не все коммунисты такие сознательные. Многие из "бывших", находящиеся у власти в регионах, ратуют за сворачивание реформ, за возрождение Союза...
- Конечно, есть опасность, что может произойти какое-то мощное движение вспять. Но у нас таких тенденций не наблюдается, как, впрочем, во всей центральной России. Очень многие понимают необходимость и необратимость перемен, видят позитивные результаты и хотят в этом направлении работать дальше.
- Самое значительное, на ваш взгляд, событие, которое случилось или случится в области?
- Для меня нет событий неважных. Начали подготовку к 100- летнему юбилею самой крупной в России Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 г. В конце сентября будем проводить фестиваль искусств имени А. Д. Сахарова, который в прошлом году имел огромный успех. Недавно мы подписали крупные соглашения о сотрудничестве с землей Северный Рейн-Вестфалия и Ломбардией - ведущими областями Германии и Италии. Тут каждый месяц, каждую неделю, каждый день что-то происходит.