Сейчас, наверное, любая встреча, с друзьями ли, знакомыми или представителями власти, не обходится без обсуждений случившегося 3 - 4 октября. С этого началась и наша беседа с министром социальной справедливости (именно так называют ее в своих письмах читатели) Эллой ПАМФИЛОВОЙ, побывавшей у нас в гостях.
Меня пугает некая возникшая эйфория. Прежде чем раздавать награды нашим высоким военным чинам, надо бы сесть и проанализировать, как могла быть допущена такая ситуация. Ведь все всем было известно, тем не менее милиция оказалась деморализованной... Руководство наших силовых ведомств в экстремальной ситуации долго размышляло, выжидало или, скорее, выгадывало, как себя вести. Не исключаю возможности, что сделать шаг в определенную сторону их подтолкнуло то обстоятельство, что бывший ВС назначил параллельно своих силовых министров. Ночью возникла такая ситуация, что трудно было на них надеяться, именно этим я объясняю призыв Гайдара к населению. Мне было стыдно за правительство, состоящее из мужиков, которые не могли в той ситуации защитить народ, так как у некоторых из них тряслись поджилки.
А что сделали потом? Волевым решением позакрывали оппозиционные газеты и партии. Но ведь сила действия всегда равна силе противодействия. Запретные меры еще никогда ожидаемого успеха не приносили. Делать это надо было в правовом порядке. Если есть основания - завести уголовное дело. Если у коммунистов, социалистов и др. не будет возможности демократическим путем выразить свои взгляды, значит, они будут вынуждены, я подчеркиваю - вынуждены, взяться за оружие. Можно закрыть газеты, партии, но ведь это не способ изменить убеждения миллионов людей.
БЕЗ МЕНЯ МЕНЯ ЖЕНИЛИ
У нас, к сожалению, нет сейчас мозгового, координирующего центра, где бы мог быть востребован потенциал отраслевого министра. С нами почти не считаются. На заседания правительства приглашают крайне редко. Есть советники, их очень много. Есть вице-премьеры. Их тоже много. Все решают они. Без моего участия принимаются решения, порой противоречащие друг другу, за которые я должна отвечать. Более того, зачастую о тех или иных решениях приходится узнавать из газет и телевидения, а так как у меня нет возможности регулярно смотреть телевизор, то оказывается, что я бываю осведомлена о них в последнюю очередь.
Я вспоминаю прошлый год, когда правительство работало под руководством Гайдара, так мы собирались по 2 раза в неделю. Решали, обсуждали концептуальные задачи. Это было похоже на мозговой центр. Сейчас же, дай Бог, один раз в месяц нас собирают, и проблемы, которые при этом обсуждаются, иногда вызывают у меня недоумение - какие-то частные вопросы. Пока о комплексном подходе, координации действий в социально- экономической политике говорить не приходится. Когда в мае я выступила с этим в печати, мне было заявлено: "Кто дал право Памфиловой критиковать действия Правительства?" Моя гражданская совесть. Создалась ситуация, когда другой возможности у меня не было. После моего выступления было принято решение заслушать меня. Но даже это превратилось в фарс. Видели бы вы, как меня слушали. Через несколько минут моего выступления один из присутствующих говорит: может, хватит?
Все социальные проблемы воспринимаются как второстепенные. Более того, все, что касается социальной сферы, всяких выплат, пособий, воспринимается как тормоз экономических реформ, поскольку якобы дает толчок дальнейшей инфляции. Трудно перевернуть это сознание. Правильно сформированная социальная политика - это не тормоз, а мотор экономических реформ. Экономя на минимальных социальных гарантиях, мы в большей степени усугубляем ситуацию, ведем к деградации общества. Вы скажете, бюджет трещит по швам, а все просят денег, чтобы заткнуть ту или иную дыру... Во многом это происходит как раз оттого, что нет координации действий, нет мозгового центра, нет анализа и просчета последствий тех или иных решений. В социально-экономической сфере все взаимосвязано. Социальный блок должен быть тесно увязан с экономическим, если этого не будет, грош цена всем нашим программам.
Мы работаем в условиях чрезвычайщины, шокового состояния, методом затыкания дыр. Никакой четкой системы до сих пор нет. Не планируются, не просчитываются и не прогнозируются последствия тех или иных решений. И что получается? Принимаются решения, за которые отвечают отраслевые министры, но финансируются они только на бумаге. Каждый приходит и просит, а те, кто попроворнее, - выбивают деньги.
Если бы все действия координировались мощным мозговым центром, то ситуация была бы другой. Как я себе это представляю?
Рисуется модель создавшейся ситуации, и каждый ищет свое место в ней. Скажем, повышаются цены во столько-то раз. Выясним, каким грузом это ляжет на население? Какие амортизаторы должны быть задействованы? Где взять средства? Найти же их можно, если, конечно, хорошо искать. Зачастую миллиарды уходят в "черные дыры". У нас недопустимая политика инвестиций. 22% внутреннего валового продукта идет на дотирование предприятий, независимо от того, как они работают, еще 21% - на целевые кредиты. Вот огромные ресурсы. И таких тьма.
СКУПОЙ ПЛАТИТ ДВАЖДЫ
Но более важно скоординировать действия не только на решение сиюминутных проблем, а видеть их на 10 шагов вперед. Предвидеть вероятность очагов напряжения, иметь возможность предупредить их возникновение. Отчего у нас дети рождаются инвалидами? Повинна ли в том экология, медицина или есть еще какие-то тому причины? Почему дети бегут из семьи? Почему растет число самоубийств? Ведь все эти проблемы выходят за рамки моего ведомства. Их надо решать в условиях четкой координации. Я лишь расхлебываю последствия этих процессов. Сегодня мы жалеем денег на предотвращение их, а завтра потребуются несравнимо большие средства, чтобы их ликвидировать.
Сейчас мы сэкономим миллионы на детском отдыхе и досуге, и ребята будут неприкаянно слоняться по улицам, попадать под машины, заниматься воровством, баловаться наркотиками. А завтра мы потратим триллионы на лечение детей-калек, ликвидацию детской преступности, наркомании и т. д. Но ведь не все можно исправить. Нельзя, например, вернуть ноги ребенку.
Или взять другую проблему. Идет приватизация. При этом должна быть социальная экспертиза - к чему она приведет. Будет ли продолжаться стремительное расслоение общества - создание кучки очень богатых людей и люмпенизация всего населения, или в результате этого будет создан слой среднего класса собственников, который нам не надо будет поддерживать в виде подачек и социальных пособий по бедности. Всеми этими вопросами надо заниматься скоординированно. А системы такой, к сожалению, пока нет. У меня такое ощущение, что очень многое пущено на самотек. Это очень опасно. Ведь таким образом можно оказаться на обочине.
* * *
ОТ РЕДАКЦИИ.
Мы убеждены, что для движения наших реформ оппозиция в виде конструктивной критики - непременное условие, и кому, как не министру, знающему изнутри истинное положение дел в своей сфере и правительстве, выступать с ней. Более того, мы предложили министру на страницах "АиФ" вести рубрику: "Социальная защита Э. Памфиловой". Она согласилась, но с оговоркой: "После этой публикации может быть небольшая корректировка, и вести рубрику будет уже бывший министр".
Смотрите также:
- НАДО ПОМОЧЬ РУССКИМ РАССЕЛИТЬСЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ И В СИБИРИ. В России только два человека могут сформировать правительство →
- Если создать климат доверия, капитал сам пойдет к нам. На Запад надейся, а сам не плошай →
- В БЛИЖАЙШИЕ ПОЛГОДА В РОССИИ ПОЯВИТСЯ СВОЯ ВАЛЮТА. Все хотят чудесного исцеления →