Писем с жалобами на мытарства со сломавшимся телевизором, испорченным в ателье пальто и т. д. в нашей почте теперь мало. Конечно, сейчас меньше покупают и шьют. Но есть и другая причина.
Раньше к письму с жалобой мы прилагали свою просьбу "разобраться" и отправляли в тот город, откуда оно пришло, - в горком, исполком. А дальше все зависело от местного начальства - его исполнительности, пугливости и т. д. Очень ненадежный путь. И читатели это, кажется, поняли, как и то, что сейчас нет и этого пути. Не так давно на смену ему пришел закон, называется он "О защите прав потребителей". И это надежнее. Не все в этом законе устраивает, не всегда его статьи основаны на реалиях жизни, но все-таки он начал работать. Например, в первом полугодии 1993 г. благодаря ему 4 тыс. человек вернули деньги.
Главное для нас, потребителей, не впадать в отчаяние и скептицизм, если "пролетели", а настойчиво, прибегая в крайнем случае и к помощи суда, добиваться возмещения причиненного нам ущерба, наказания виновных. Ведь если не мы сами за себя, то кто же?
А чтобы наш потребитель лучше ориентировался в трудных ситуациях, мы будем публиковать советы специалиста, как можно воспользоваться законом в таких ситуациях. Сегодня - первые ответы на письма читателей.
* * *
Купил японский телевизор "Toshiba" в одном из наших коммерческих магазинов. Через три дня его экран погас. Пошел к продавцу, а он показал на вывешенное объявление: "Проданный товар обмену и возврату не подлежит". Может быть, следует обратиться в японское посольство?
В. Петренко, г. Изобильный, Ставропольский край.
В посольство Японии обращаться не надо. Надо настойчиво, вплоть до суда, требовать от коммерческого магазина соблюдения Закона "О защите прав потребителей". Он распространяется на все торговые предприятия, независимо от их форм собственности.
В соответствии со статьей 17 покупатель, которому продан товар с недостатками (если они не были оговорены продавцом), вправе - по своему выбору - потребовать (в течение 6 месяцев, если не указан гарантийный срок):
а) безвозмездно устранить недостатки товара или возместить расходы на исправление недостатков потребителем или третьим лицом;
б) соразмерно уменьшить покупную цену;
в) заменить на товар аналогичной марки (модели, артикула);
г) заменить на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
д) расторгнуть договор и возместить убытки.
Требования потребителя рассматриваются при предъявлении товарного (кассового) чека, а по товарам, на которые установлены гарантийные сроки, - технического паспорта или другого заменяющего его документа.
* * *
Наш производственный кооператив "Кодас" заключил с индивидуальным заказчиком договор на строительство дачи, но не выполнил его. Заказчик предъявил нам требования о возмещении ему морального вреда. Как это подсчитать и от чего зависит его размер?
П. Пивко, Москва.
Закон РФ "О защите прав потребителей" под моральным вредом понимает физические или нравственные страдания. Моральный вред возмещается в денежной или иной материальной форме. Например, безвозмездное предоставление дополнительных услуг сверх исполнения договора.
Первоначально размер возмещения определяет потребитель в зависимости от того, как он сам оценивает причиненные ему страдания. Окончательный размер определяет суд в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
* * *
Адреса некоторых (из 82) территориальных управлений Госкомитета по антимонопольной политике, куда можно обратиться за помощью
* 630011, г. Новосибирск, ул. Кирова, д. 3, теп. 23 - 82 - 42.
* 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, д. 141, тел. 65 - 44 - 82,
* 193031, г. Санкт-Петербург, ул. Плеханова, д. 36, тел. 314 - 79 - 14.
* 355000, г. Ставрополь, пл. Ленина, д. 1, тел. 4 - 83 - 23.
* 620014, г. Екатеринбург, ул. Крылова, д. 2, тел. 72 - 89 - 07.
* 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 70, тел. 33 - 52 - 55.
* 150003, г. Ярославль, Советская пл., д. 5, тел. 22 - 83 - 78.
Кроме управлений ГКАП (Госкомитет по антимонопольной политике) РФ в большинстве районов и городов областей созданы отделы по защите прав потребителей при главах администрации, действуют общества защиты прав потребителей.
Подготовил В. КУСКОВ (пресс-центр ГКАП РФ).