Примерное время чтения: 7 минут
153

Ваше право всегда порождает чью-то обязанность

Петр Борисович ШЕЛИЩ - основатель и бессменный руководитель Союза потребителей России, один из авторов закона "О защите прав потребителей", депутат Государственной думы, кандидат философских наук. Его консультация - самый точный и авторитетный ответ на ваши вопросы.

Не стесняйтесь задавать вопросы

ЗАКОН обязывает продавца, изготовителя и исполнителя предоставлять потребителю подробную и достоверную информацию. Не нужно стесняться задавать вопросы - ведь вы платите свои деньги. Покупая хорошо известные товары - молоко, кондитерские изделия, консервы, расфасованные колбасные изделия, соки и т. п., обязательно смотрите, не закончились ли сроки их реализации. Никогда не покупайте товар, срок реализации которого истек, это может иметь тяжелые последствия для здоровья.

Вам обязаны выдать документ, подтверждающий факт покупки или оказания услуги. Это кассовый чек или квитанция, билет или договор. Всегда их берите и никогда не выбрасывайте. В документе должны быть отмечены дата продажи, название и адрес фирмы или индивидуального предпринимателя, срок гарантии (если она дается), поставлены подпись продавца и штамп организации.

Если все же возник конфликт, надо юридически грамотно оформить свои претензии. Не забывайте, что ваша опора - закон "О защите прав потребителей". Потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. Он может также вместо этого потребовать безвозмездно устранить недостатки товара, либо заменить его на товар аналогичной марки или на такой же товар другой марки, либо соразмерного уменьшения покупной цены. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товара обнаружены в пределах двух лет со дня приобретения.

Сегодня большинство фирм редко доводят дело до суда, поскольку это грозит им большими убытками, и предпочитают договориться с потребителем.

Как составить и подать претензию

СОСТАВЛЯЙТЕ претензию в двух экземплярах с тем, чтобы иметь в дальнейшем копию для обращения, при необходимости, в суд или прокуратуру.

Точно и полно сформулируйте свои требования.

Подайте претензию руководителю (администратору) под роспись во втором экземпляре, а если вам откажут, отправьте по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Это необходимо для того, чтобы, во-первых, получить доказательство даты предъявления требований, а во-вторых, продемонстрировать знание своих прав.

Если претензия оставлена без внимания, принимайте меры к ремонту, замене и т. д. за свой счет, но обязательно сохраняйте все документы, доказывающие ваши расходы, и обращайтесь в суд. По решению суда ответчик должен будет выполнить все ваши законные требования: возместить причиненный ущерб, выплатить неустойку, а может быть, и компенсировать моральный вред.

Как обратиться в суд

ОБРАЩАЙТЕСЬ в суд, как только станет ясно, что ваши требования не выполнены в установленные сроки или продавец всячески уклоняется от исполнения своих обязательств.

Вы можете подать исковое заявление в суд по месту нахождения ответчика, по месту вашего проживания или по месту причинения вреда.

По закону, иск о защите прав потребителя освобожден от уплаты государственной пошлины.

Приложите к исковому заявлению:

копии искового заявления по числу ответчиков;

копии всех документов, на которые сделана ссылка в исковом заявлении и которые необходимы суду для принятия правильного решения.

Исковое заявление с приложениями лучше всего послать в суд заказным письмом с уведомлением о вручении.


ОБРАЗЕЦ СОСТАВЛЕНИЯ ПРЕТЕНЗИИ

Кому:_______________________________________

Адрес:______________________________________

Потребитель:________________________________

Адрес:___________________Тел.________________

ПРЕТЕНЗИЯ о приобретении товара с недостатками

"____" _______ г.____ мною приобретен товар в Вашей организации (либо Вашего производства) ________ марки (модели, артикула) _________.

Данный факт подтверждается: Вашей отметкой в техническом паспорте, товарным чеком, кассовым чеком, показаниями свидетелей (ненужное вычеркнуть). Завод-изготовитель__________________.

гарантийный срок, установленный изготовителем, или срок годности товара _____________ (если срок установлен).

Оплатив товар, я свои обязанности по договору выполнил (а).

В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" продавец (изготовитель) обязан продать потребителю товар, качество которого соответствует условиям договора, обязательным требованиям стандартов.

Указанную обязанность Ответчик не исполнил.

Характеристика недостатка:____________________________________

Согласно ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель, которому продан товар с недостатком, вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на исправление недостатков потребителем либо третьим лицом;

б) соразмерного уменьшения покупной цены;

в) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

г) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

д) расторжения договора и возмещения убытков.

На основании изложенного согласно ст. 18 Закона ПРОШУ:

_________________________________

За каждый день просрочки исполнения указанного требования свыше срока, установленного статьями 20, 21, 22 Закона, Вы обязаны в соответствии со ст. 23 Закона уплатить мне в добровольном порядке неустойку в размере 1% по день исполнения требования.

Ответ прошу дать в письменной форме.

В случае отклонения моей претензии буду вынужден обратиться в суд за защитой своих прав потребителя, кроме вышеуказанного я буду требовать возмещения причиненных мне убытков и морального вреда. (Основание: ст. ст. 13-15 Закона РФ "О защите прав потребителей").

Суд также своим решением при удовлетворении иска может взыскать с продавца штраф в бюджет в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.

Предлагаю спор решить в досудебном порядке.

Подпись___________ Дата "____" ________ _____ г.






ОБРАЗЕЦ СОСТАВЛЕНИЯ ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ

В_________________ районный суд_____________

Истец:______________________________________

Адрес:______________________________________

Ответчик:___________________________________

Адрес:______________________________________

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ о защите прав потребителя

"____" _________ ___ г. между мной и Ответчиком заключен договор купли-продажи (либо: мной приобретен товар, изготовителем которого является Ответчик) _______ (полное наименование товара), что подтверждается _____ (отметкой в техническом паспорте, товарным или кассовым чеком, квитанцией, гарантийным талоном, показаниями свидетелей).

Оплатив товар, я свои обязательства выполнил(а).

Гарантийный срок, установленный изготовителем (полное наименование изготовителя), ________ лет (месяцев) со дня продажи (если срок установлен).

В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" продавец обязан продать потребителю товар, качество которого соответствует условиям договора, обязательным требованиям стандартов.

Указанную обязанность Ответчик не исполнил.

Характеристика недостатка: ____________________________

Предъявленная мной претензия от "___" _________ ___ г. Ответчиком оставлена без удовлетворения необоснованно, поскольку согласно п. 5 ст. 18 Закона продавец обязан принять товар у потребителя и удовлетворить его требования, если не докажет, что недостатки в товаре возникли вследствие нарушения потребителем правил пользования или хранения, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 4, 7, 13, 14, 15, 18-24 Закона РФ "О защите прав потребителей", ПРОШУ суд обязать Ответчика в срок, установленный судом:

1) _______ (указывается одно из требований, предусмотренных ст. 18 Закона);

2) возместить мне убытки (если произведенные расходы подтверждены документально - например, стоимость поврежденного имущества, расходы на проведение ремонта, экспертизы, транспортные расходы);

3) уплатить мне неустойку в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки исполнения требования;

4) возместить мне моральный вред в размере ____ руб. за причиненные физические и нравственные страдания, выразившиеся в том, что _____________, и продолжающиеся по настоящее время;

5) взыскать штраф в федеральный бюджет в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения моих требований.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

1. Исковое заявление для Ответчика.

2. Копия и доказательства отправки претензии.

3. Копия чека и страницы техпаспорта.

4. Копия актов, заключений (если имеются).

5. Копия документов, подтверждающих расходы.

Подпись_________ Дата "___" _______ ___ г.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно