Известный нанайский певец Кола БЕЛЬДЫ, исполнитель таких хитов, как "Увезу тебя я в тундру", "Чукча в чуме", не так давно покинул Москву, в которой долгое время жил вполне благоустроенно, и переехал в Хабаровск - поближе к родным нанайским местам. И это в наше-то время, когда каких только подлостей люди не совершают за вожделенную московскую прописку!..
- Г-н Бельды, если не секрет, что послужило поводом для переезда?
- Во-первых, умерла моя жена, русская по национальности, и я остался один в Москве. А во-вторых, Хабаровск - моя родина. Я сын нанайского народа, кем бы ни был и где бы ни жил. И судьба моего маленького - в количественном отношении - народа меня всегда волновала. Сейчас появились конкретные возможности принять в ней участие. Мы, группа интеллигенции, решили создать гуманитарно-музыкальный центр "Кола Бельды", который будет рассылать аудио-, видеоматериалы и фотокорреспондентов в так называемые "очаги культуры и языка" малых народов: нанайцев, ульчей, ительменов, чукчей, эвенков... Цель - сбор и сохранение основ языка и культуры: сказок, песен, эпоса... Все это будет закладываться в компьютер. Штат у фирмы довольно большой, и экономисты есть, и коммерсанты - без коммерции такое дело не поднять. Будем делать студии по последнему слову техники - писать народную музыку, песни... Откровенно говоря, сначала я опасался, что не найду ни у кого поддержки, но местная администрация мне оказывала всяческое содействие. Инофирмы тоже помогают, и даже приглашение пришло от Совета Вождей северных индейцев - хотят поближе со мной познакомиться.
- В творческую концепцию фирмы входит "изменение в позитивную сторону ситуации с культурой малых народов". Означает ли это некоторую европеизацию культуры "аборигенов"?
- Мы не собираемся ни искусственно европеизировать ее, ни искусственно отторгать влияние, скажем, русской культуры, которое уже сложилось и против которого я лично ничего не имею...
- ...Хотя, я слышал, рассказывали, что знаете, как в течение трех лет извести под корень весь русский народ...
- Это биологический процесс. Маленький пример: моя жена - царство ей небесное! - что бы ни ела, всегда потом возьмет кусочек хлеба и чашку молока: "Я без этого не могу, я русская". Значит - что? Если лишить великую русскую нацию хлеба, борща, молока и молочных продуктов, она навряд ли выживет. Не станет русской нации.
То же случается и с нами. Вот я жил в Москве много лет, но никто не знал, что я каждый день заходил в рыбный магазин на улице Горького, ставил ребятам бутылочку водочки, они клали в морозильник свежую рыбу, и я делал то, что по-русски называется строганиной. И я, и моя теперешняя жена - нанайка, и дочка - хлеб можем совсем не есть. И молока, как видите, у меня нет.
- А в том, что "малые народы" оказались в такой катастрофической ситуации, тоже, по-вашему, биология виновата?
- Видите ли, биология - очень важная причина. С нами это случилось давно. Все дело - в искусственной ассимиляции. Малые народы пытались насильно приучить к русскому образу жизни, и вот что из этого получилось - они просто-напросто стали вымирать. Им выдавали насильно коров, овец - а они не знали, с какой стороны к ним подойти. Им нужны дикоросы, травы, сырая рыба - это основа их пищи. От иной пищи они могут просто умереть - и умирали.
Беседовал В. МАРТЫНОВ