"Поколение "шестидесятников" боролось не за то, чтобы олигархи набили себе карманы", - утверждает знаменитый композитор.
ПРАЗДНОВАНИЕ юбилея Родиона Щедрина превратилось в событие планетарного масштаба. Концерты в его честь, его новая опера "Очарованный странник" звучат в Англии, Сербии, Голландии, Финляндии, ещё десятках стран. А Родион Константинович на все славословия в его честь лишь отшучивается: "В сочетании "живой классик" мне более приятно слышать слово "живой"!
Об истории
ВСЯКОЕ бывало у меня за эти годы - и взлёты, и падения. По-моему, стране нашей - а значит, и нам вместе с ней - предначертана трагическая судьба. Дед мой служил православным священником, отец закончил Тульскую духовную семинарию, мать тоже была человек очень верующий. И я верю, что судьбу предопределяют высшие силы. За что-то, видимо, они нашу нацию покарали, и всем следующим поколениям приходится расплачиваться, неся этот грех на себе. Потому что больно уж наша история ухабиста.
И каждый новый лидер, возглавлявший страну, швырял наш корабль такими поворотами руля, что это отзывалось страшным эхом в каждом уголке России. Таким страшным, что лучше об этом не думать, а жить тем, что даёт сегодняшний день.
О здоровом эгоизме
ВЫ ЗАДАЛИ такой вопрос: чему меня судьба научила... Словно на исповеди. Поэтому и отвечу откровенно - эгоизма человеку нужно в себе вырабатывать побо-ле, думать и о своей выгоде тоже. Потому что слишком часто люди, которым ты делал добро, отплачивают тебе злом, слишком часто жизнь била меня головой о стену. Так сложилось не только у меня. Помню, как Лёша Аджубей (зять Никиты Хрущёва и в те времена главный редактор "Известий". - Прим. ред.), когда его сняли со всех должностей, сидел на том месте, на котором вы сейчас сидите, и говорил: "Самое поразительное, что сейчас мне помогают люди, которых я раньше либо совсем не знал, либо ничем им не помог. А те, кому помогал, отвернулись, предали".
Но я этого эгоизма генетически не получил. У нас в семье было заведено помогать другим, жертвуя собой. И так вели себя люди, которые были для меня жизненным и музыкантским примером, - тот же Шостакович, который знал меня с 9-летнего возраста. Будучи председателем Союза композиторов, он постоянно хлопотал за других. И я, переняв у Шостаковича пост председателя, продолжил эти хлопоты. Правда, сейчас маятник качнулся в другую сторону -люди в свои скорлупки забрались, до них не достучишься.
О страхе и бесстрашии
- Я СЕБЯ причисляю к поколению "шестидесятников". Они пробили огромную брешь - и поэты, и писатели, и музыканты. Именно благодаря им сегодня появилось поколение, в котором вновь возродились смелость, отчаянность, риск. Ведь все предыдущие десятилетия люди были забетонированы страхом. Боялись всего и всех. Мой родной дядя - мамин брат, который был крупным инженером, но беспартийным, - приходя к нам домой, первым делом накрывал телефон подушкой и только после этого начинал разговаривать.
Я был членом Межрегиональной группы народных депутатов, входил в Московскую трибуну. Там собрались лучшие умы - Алесь Адамович, Егор Яковлев, академик Сахаров, Анатолий Собчак, Юра Афанасьев. Участвовать в этих дебатах было по-настоящему опасно для жизни! Я как-то пришёл в театр, а меня один из "сотрудников" встретил словами: "Что вы делаете! Уже есть список на арест членов Межрегиональной группы. Пожалейте хоть Майю Михайловну!" Но всё равно люди без оглядки на возможные последствия говорили то, что действительно чувствуют.
Вот вы говорите, что на последних выборах демократы набрали какие-то ничтожные проценты и те ценности, за которые мы боролись, народу оказались не нужны. Я с вами не согласен. Когда Алесь Адамович выходил на трибуну, отстаивая эти свободы, и умер потом от разрыва сердца, он боролся не за то, чтобы олигархи, воспользовавшись плодами этой борьбы, набили себе карманы. Что все эти яхты или скупленные на корню Сардинии, Черногории окажутся в руках у горстки богачей. Те демократы конца 80-х думали о судьбе страны - пусть сегодня это звучит высокопарно. А вот те, кто потом взял в руки скипетры власти и на которых приклеили этот ярлык - "демократ", во главу угла поставили собственную выгоду. К счастью, сейчас в обществе совершенно очевидно наметилась какая-то стабильность. Поэтому самое главное - эту стабильность сохранить.
О провидце Лескове
ЛЕСКОВ - один из любимейших моих писателей. Если кто и был провидцем пути России, так это он. Но приведу сперва один факт. После революции был составлен план монументальной пропаганды - в российских городах должны были установить монументы лучшим умам человечества: Энгельсу, Лас-салю, великим русским мыслителям, композиторам и пр.
Ленину представили список на утверждение. Единственным, кого он вычеркнул, был Лесков.
У Лескова есть целый ряд совершенно гениальных рассказов, где он даёт очень точный прогноз нашего будущего. И рисует абсолютно честную картину того, что представляет собой русский человек. Например, "Продукт природы". Страшный рассказ, в чём-то даже оскорбительный для русской нации. Но подмечено всё человеком, который за нацию душой болел и поэтому вытаскивал эти изъяны на страницы. Вкратце это можно пересказать так: несколько бар перевозили на барже купленных крепостных крестьян. Крестьяне окончательно завшивели и упросили сына владельца баржи отпустить их на берег помыться. Оказавшись на суше, они, естественно, тут же начали разбегаться. Что делать? Хозяева позвали какого-то человека - обладателя пряжки, очень похожей на военный орден. Надев эту пряжку, он вышел к разбегавшимся крестьянам и крикнул: "Сволочь! Назад!" Те, испуганные, вернулись. И герой говорит в конце: "Будь у меня не пряжка, а настоящий орден, я бы один всю Россию перепорол".
Вам этот рассказ ни о чём не говорит? А у Лескова таких много!
Или вот одна подсмотренная уже в сегодняшней жизни ситуация. В Мюнхене рядом с домом, где мы снимаем квартиру, вдруг раскопали улицу в нескольких местах -устанавливали счётчики для оплаты паркинга. Приехал маленький трактор, выкопанную землю аккуратно накрыли целлофаном, чтобы она не расползалась и не пачкала улицы, пришёл инженер в белых перчатках, что-то там подкрутил, привинтил, снова приехал трактор, всё закопали, и бригада рабочих аккуратненько положила плитку тротуара. Москва. Едем по Ленинградскому шоссе, где строят подземный переход. Что же я вижу из окна машины, пока мы стоим в пробке? Дорожные рабочие лопатами, которыми в моём детстве уголь в топки забрасывали, наваливают землю в вёдра и тачки и куда-то это всё вывозят. Вручную! В ХХI веке! Ну это же чистой воды Лесков! Но писатель этот будет оценён лишь с веками, когда станет понятно, куда же мы всё-таки пришли.