Примерное время чтения: 3 минуты
71

РАСКРЫВАЯ АРХИВЫ. Обком и... обрезание

"Церковный амвон является единственным в нашей стране методом легальной пропаганды чуждой нам идеологии", "религия, что гвоздь - чем сильнее бьешь, тем глубже входит"... Подобные цитаты из донесений местных органов КГБ, а также Советов по делам религий в Ленинградский обком КПСС относятся к периоду антирелигиозных кампаний 60-х годов. Раскрытие материалов, хранящихся, в частности, в Центральном государственном архиве и в Центральном государственном архиве историко-политических документов в Санкт-Петербурге, позволяет нам ощутить атмосферу того времени.

ПО ПРИЗНАНИЮ партийных пропагандистов, несмотря на все усилия политпросвета, в "колыбели трех революций" Ленинграде только православные церкви в большие религиозные праздники тогда посещало до 200 тыс. человек (7% от общей численности русского населения города). Число же окрещенных детей достигало 27% от численности родившихся.

В донесениях указывалось, что священники стремятся поменьше бывать в алтарях, а побольше - среди молящихся, да и вообще "духовенство умеет вовремя откликнуться на многие проблемы, разрешением которых занято наше общество".

На борьбу с "чуждой идеологией" были брошены значительные силы. В средствах здесь особо не разбирались. В ход шли и вербовка агентуры среди духовенства, и вскрытие получаемой им корреспонденции, и тщательный учет посещения церквей, молитвенных домов, синагог в будни и праздники.

С особым усердием власти предержащие вторгались в жизнь и в финансово-хозяйственные вопросы деятельности религиозных общин. Например, добивались изменения форм оплаты труда служителей культов, чтобы снизить "заинтересованность их в результатах своего труда" и сократить масштабы проповеднической деятельности. Вводилась обязательная регистрация согласия родителей на крещение детей, что одних заставляло отказаться от обряда из боязни преследования, а других - идти на обман.

Как победа в одном из рапортов преподносился тот факт, что в 1962 г. доходы "общества иудейского вероисповедания в Ленинграде" составляли 56 620 руб., а в 1963 г. - лишь 48 495 руб. Предмет особой "заботы" составляли неучтенные доходы религиозных общин - от выпечки мацы, убоя птицы и приготовления кошерного мяса до крещения "на общественных началах".

Но тут случались накладки. Стоимость "ритуального убоя коровы у евреев" (20 руб.) была разведана верно. Однако в тупик сыщиков поставила невозможность учета доходов от обряда обрезания. "По имеющимся данным, - конфузливо докладывали они парторганам, - 90% обрезаний делают татары, обращаясь к евреям". Распутать эту межконфессиональную связку так и не удалось. Воистину ирония прошлого непредсказуема!

А. ВАКСЕР, доктор исторических наук

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно