Религиозный экстремизм - это идеология и деятельность наиболее консервативных, фанатичных элементов в религиозных объединениях, направленная на организацию провокационных действий верующих. Не представляя собой какого-то массового явления, религиозный экстремизм вместе с тем наносит немалый вред, калечит судьбы людей.
Автор статьи кандидат философских наук Э. ФИЛИМОНОВ рассматривает попытки религиозных экстремистов укрепить свои позиции среди молодежи.
КАК ПОКАЗЫВАЮТ исследования, в семьях, где родители - религиозные экстремисты, детям прививают антиобщественные взгляды, неприязнь к атеистам, неуважение к законам, неприятие социалистического образа жизни, религиозный фанатизм. Сталкиваясь дома и в школе с двумя различными мировоззрениями, дети часто не выдерживают психического напряжения. Медицинские работники отмечают частые случая неврозов и психозов у детей из религиозных семей.
Религиозный экстремизм в той или иной степени проявляется в православии, католицизме, исламе. Особую настойчивость в активизации религиозного воспитания проявляют католические ксендзы, например в Литве. Ксендзы-экстремисты пытаются разжигать среди молодежи националистические настроения. В этом им помогает радио Ватикана, ведущее передачи на литовском языке.
Активность в религиозном воспитании и обучении детей проявляют и баптистские экстремисты, которые, не удовлетворяясь религиозным воспитанием в семье, создают специальные подпольные школы для организованного и коллективного обучения детей религии, нарушая при этом советские законы.
ЗЛОНАМЕРЕННОСТЬ ЦЕЛЕЙ
Они внушают молодежи, что материализм отрицает свободу личности и права человека, несовместим с нравственностью, совестью и т. д. От "порабощенного грехом состояния" верующий, по уверениям духовных наставников, может освободиться, лишь "сораспявшись с Христом", решительно порвав с миром, "умерев для всего мирского".
Среди молодежи, выросшей в семьях активных сторонников так называемого Совета церквей евангельских христиан-баптистов, есть случаи отказа принимать воинскую присягу. Не удивительно, что это делается с одобрения родителей и единоверцев, которые восславляют своих "героев" как "стойких ревнителей веры, не предавших заветов Христа", устраивают в их честь молитвенные собрания, ставят в пример другим.
ПОЧЕМУ МЫ ПРОТИВ РЕЛИГИОЗНЫХ ЭКСТРЕМИСТОВ
Совсем не случайно религиозные экстремисты стараются скрыть от верующих, в особенности от детей и подростков, тот решающий факт, что Советское государство является прежде всего подлинно народным, демократическим. Ведь, согласно Конституции СССР, равноправие граждан СССР обеспечивается независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и т. д. (ст. 34 Конституции СССР).
Подчеркнем, что верующим в нашем государстве Советской Конституцией гарантируется осуществление всех прав во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.
Именно возможность осуществления этих прав, способствующая развитию социальной активности верующих, их вовлечению в общественную жизнь, развитию их гражданского и политического сознания, неизбежно приводит к разрыву с сектантской узостью и изолированностью от общества, к резкой переоценке ими духовных и нравственных ценностей.
Перспектива видеть молодого верующего полноценным гражданином СССР, сознательно использующим все права, предоставленные советским гражданам Конституцией, и страшит прежде всего религиозных экстремистов.
Согласно статье 52 Конституции СССР, гражданам нашей страны гарантировано право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду.
Это право гарантируется отделением церкви от государства и школы от церкви, соблюдением принципа невмешательства государства во внутреннюю (богослужебную, каноническую) жизнь религиозных организаций, предоставлением верующим определенных условий, необходимых для удовлетворения их религиозных потребностей, контролем государственных органов за соблюдением законодательства о религиозных культах.
Всякое разжигание вражды между верующими и неверующими, между различными группами верующих, между верующими и государством считается антиконституционным актом.
Заманивая молодежь в религиозные сети, экстремисты тем самым фактически нарушают права человека.
Реальная, полнокровная, интересная жизнь подменяется каким-то "бесплотным" существованием под сладенький запах церковного елея.
Дети из семей религиозных экстремистов не знают настоящего счастливого детства. Они лишены его. И именно отстаивая законность, Конституцию, мы ведем борьбу с религиозным экстремизмом, который плетет свои сети вокруг молодежи.
ТЕРЯЮТ МОЛОДЕЖЬ
Важнейшая задача идейно-воспитательной работы среди религиозных экстремистов - отрыв рядовых верующих, и в особенности молодых, от главарей экстремизма. Ведь молодежь идет за религиозными экстремистами преимущественно по неопытности, из-за политической незрелости, непонимания сущности и подлинных целей своих вожаков.
Вопросы идейно-воспитательной работы, патриотического и интернационального воспитания, пропаганда достижений советского образа жизни, правовых знаний, положений Конституции СССР - все это приобретает в борьбе за молодежь, находящуюся под влиянием экстремистов, особое значение.
Характерен следующий пример. До недавнего времени весьма активно действовали религиозные экстремисты из числа сторонников Совета церквей евангельских христиан- баптистов в Харьковской области. Они демонстративно отказывались соблюдать советское законодательство в религиозных культах, требовали неограниченной свободы религиозной пропаганды, читали проповеди и устраивали коллективные моления на автобусных станциях, в пригородных поездах, организовывали массовые сборища под видом свадеб, проводов в армию и т. д. Больше того - занимались сочинением различного рода клеветнических писем, посланий, которые распространялись в молодежной среде, а также передавались за рубеж.
Учитывая, что среди тех, кто слепо шел за своими "духовными пастырями", немало молодых людей, работающих на производстве, было решено рассказать в трудовых коллективах всю правду об антиобщественной деятельности религиозных экстремистов. Старались разъяснить не только антиобщественный характер идеологии и деятельности их главарей, но и убедить в том, что их представления о положении церкви в нашей стране в корне ошибочны.
Безусловно, такая работа требовала от людей чуткости, такта, доброжелательности, конечно же, высокой степени политической сознательности. И она принесла свои плоды: сейчас в Харьковской области резко уменьшилось количество проявлений религиозного экстремизма, случаев антиобщественного поведения среди молодых верующих.
Хорошо налажена атеистическая работа в ряде школ страны, в частности на Украине - в Ворошиловградской, Николаевской, Ивано-Франковской, Львовской и других областях. С детьми из экстремистских сектантских семей ведется систематическая - со дня поступления в школу - индивидуальная работа. Дети из этих семей, как правило, вступают в пионеры, а затем становятся комсомольцами. Ни один из выпускников школы за последнее время не уклонился от службы в Советской Армии. Большинство учащихся из таких семей получают среднее и среднее специальное образование, учатся дальше.
В селе Черчь Камень-Каширского района Волынской области за последние годы 65 детей из семей баптистов окончили школу комсомольцами. В Черновицкой области многие дети сектантов закончили высшие и средние специальные учебные заведения, успешно работают.
В последнее время усилился процесс расслоения и дифференциации в экстремистских группировках, экстремистски настроенные главари все в большей степени изолируются от рядовых верующих.
В нашем обществе у религиозного экстремизма будущего нет.