Недавно в редакции журнала ЦК Компартии Литвы "Коммунист" состоялся "круглый стол", посвященный рассмотрению роли церкви в истории Литвы, влияния религии на ход развития культуры, позиции клерикализма в современной идеологической борьбе и т. д.
В беседе приняли участие: доктор философских наук, профессор Вильнюсского госуниверситета им. В. Капсукаса Р. ПЛЕЧКАЙТИС, доктор философских наук А. ГАЙДИС, председатель правления Союза композиторов Литовской ССР народный артист республики, профессор В. ЛАУРУШАС, председатель правления Союза художников Литовской ССР народный художник республики К. БОГДАНАС, заведующий кафедрой научного атеизма Вильнюсского госуниверситета имени В. Капсукаса кандидат философских наук, доцент И. МАЧЮЛИС, заместитель директора Межреспубликанского Вильнюсского филиала института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС кандидат философских наук, доцент Ф. МАЧЯНСКАС. старший научный сотрудник Института литовского языка и литературы АН Литовской ССР кандидат филологических наук Р. ПАКАЛЬНИШКИС и руководитель сектора Института философии, социологии и права АН Литовской ССР Б. ДЕКСНИС. Приводим эту беседу с некоторыми сокращениями.
ДЕКСНИС. За 45 лет Советской власти в Литве в сознании населения произошли огромные сдвиги. Все мы хорошо знаем причины, благодаря которым поднялся уровень материальной и культурной жизни людей, у большой части населения отпала потребность в религиозном утешении, быстрыми темпами сформировалось научно материалистическое мировоззрение.
Следует отметить, что заметно изменилось и мировоззрение значительной части верующих. Иной стала и социальная ориентация большинства духовенства.
Распространение научно материалистического мировоззрения заметно сузило сферу влияния религии. Такой процесс наблюдается и в несоциалистическом мире, только там он протекает медленнее. Это исторически неизбежное явление. Наши классовые враги особенно бьют тревогу по поводу хода этого процесса в социалистических государствах. Здесь, в частности, их усердными пособниками вы ступают клерикальные круги литовской буржуазной эмиграции.
Эмигрантские клерикалы, хотя и в их среде религиозность также снижается, величают себя главными хранителями литовского духа и католицизма в Литве, продолжателями национальных традиций Поэтому, дескать, на их долю выпала "миссионерская" функция: возродить религиозность в Литве.
Свою "миссионерскую" деятельность эмигрантские клерикалы увязывают с националистическими идеями. Они принимают активное участие в кампаниях борьбы за "права человека" и "свободу религии", организуемых реакционными империалистическими кругами. Они по раз личным радиоканалам (в первую очередь через "Радио Ватикана") пытаются активизировать религиозные настроения в Советской Литве. Характерно и их отношение к духовенству Литвы, лояльному социалистическому строю. Клерикальные эмигранты, как и действующие под покровительством религии экстремисты пытаются представить этих духовных лиц врагами веры, которые якобы идут на слишком большие уступки Советской власти. Во время второго Ватиканского собора эмигрантские клерикалы не жалели усилий для того, чтобы не допустить участия в этом мероприятии прибывших из Литвы духовных лиц, - довольно своеобразная "забота" о делах веры...
Клерикальная эмиграция преследует те же цели, что и вся литовская буржуазная эмиграция, - антикоммунизм, антисоветизм. Они прибегают к идеологическим диверсиям, фальсификации истории. В последнее время для этого используется 600-летие введения христианства в Литве. Клерикальная пропаганда старается создать впечатление, что католицизм имел большое и только положительное влияние на культуру, общественную жизнь Литвы. Клерикалы доказывают, что упадок религиозности в Советской Литве обусловлен не ликвидацией эксплуататорского строя и не формированием социалистического образа жизни. Это, мол, незакономерное явление, истинная причина которого - навязывание "государственного атеизма" верующим.
ГАЙДИС. Введение христианства в Литве оценивается в плоскости немарксистской идеологии двояко. Клерикальные авторы издавна изображали крещение Литвы как акт особой милости бога и доброй воли церкви. Они дают этому событию исключительно положительную оценку, преувеличивают роль христианства в истории литовского народа. С христианством, мол, возникли литовская письменность, культура, наука, искусство. Сейчас особенно подчеркивается неразрывная связь католицизма и литовского национального духа. И, как следствие, навязывается вывод: если в прошлом католицизм играл положительную роль, то и сейчас его роль не изменилась.
Другая немарксистская точка зрения с первого взгляда диаметрально противоположна: "с введением христианства началось экономическое и культурное порабощение литовцев". Стараясь опровергнуть утверждения некоторых апологетов христианства, будто до конца XIII века литовцы были дикарями, они, в свою очередь, идеализировали древние верования литовцев.
Обе эти концепции - идеалистические, не учитывающие объективные законы общественного развития.
В действительности же введение христианства в Литве обусловили объективные социально-экономические и политические причины. Родовой строй в то время переживал распад, формировалась прослойка богатых, происходило становление раннего феодализма. С изменением экономической базы общества должна была меняться и надстройка. Старая религия уже сыграла свою роль. И христианство в XIII - XIV веках нашло в Литве сторонников. Правда, положение несколько усложнялось тем, что введение христианства сопровождалось еще большим порабощением крестьян, части своих прав лишались и местные вельможи.
Следовательно, не может быть и речи об отождествлении католицизма и литовского национального духа.
МАЧЯНСКАС. Разговоры о том, что церковь заботилась о литовском национальном духе, родились значительно позднее, чем было введено христианство. Они начались после того, как в прошлом столетии в Литве стало крепнуть национально освободительное движение. Кроме того, и впоследствии содержание этого утверждения не было постоянным - клерикалы его меняли, руководствуясь своими политическими целями.
ГАЙДИС. Кстати, каким был тот католицизм, который ввели в Литве? Современные клерикалы его идеализируют, признают лишь кое-какие пороки его носителей - крестоносцев, меченосцев, польских магнатов. Напомним, что в церкви того времени распространенными были торговля индульгенциями, продажа и купля церковных должностей, аморальность и т. д. Не забывайте и того, что тогда церковь не считала большинство людей полноправными. Вот какую христианскую мораль насаждали в Литве.
Мы неоднозначно оцениваем введение христианства. Да, оно ускорило процесс феодализации, способствовало утверждению нового социально-экономического строя. Положительно и то, что Литва перестала быть изолированной от стран Западной Европы. Но с государственной и национальной точки зрения католическая церковь в Литве сыграла отрицательную, деструктивную роль. Этого исторического факта не могут изменить никакие последующие коррективы и ретушь.
МАЧЮЛИС. Буржуазная пропаганда назойливо навязывает стереотипы: "Литовец всегда католик", "Вся литовская культура родилась под сводами костела" и т. д. Но эти стереотипы не соответствуют исторической правде.
Католицизм по своей природе - космополитический культ. Но в культуре отдельных народов он мог утвердиться, лишь питаясь духовными богатствами конкретной социально-этнической среды: используя ее язык, народные традиции, обычаи, искусство и т. д.
Поэтому постепенно он так врос в местную социально-этническую среду, что возникло впечатление, будто религия - неотъемлемый атрибут этой среды.
Однако из этого обстоятельства совершенно не следует, что религия - источник и вдохновитель развития культуры. Развитие культуры определяют прогрессивные социально-экономические процессы, новые духовные потребности.
Церковь в силу различных обстоятельств многие столетия занимала господствующее положение в обществе. И могла подчинить своему влиянию литературу, искусство, просвещение. Поэтому неудивительно, что в досоциалистических формациях немало писателей и художников создавали произведения на религиозную тематику, были верующими или лаже церковными деятелями Неудивительно и то, что многие из них смогли перешагнуть рамки религиозной идеологии и выразить интересы, заботы и мечты своей эпохи. Этим они дороги нам и сегодня. Народный писатель Советской Литвы А. Венцлова в 1969 году в письме прогрессивному общественному деятелю США А. Бимбе писал: "Вся Литва торжественно отметила юбилей Вайжгайтаса (писателя, а не ксендза)". То же можно сказать о М. Мажвидасе, К. Донелайтисе. А. Баранаускасе, М. Валанчюсе, А. Страздасе.
Продолжение следует.