Примерное время чтения: 7 минут
422

Кто контролирует рынки?

На прошлой неделе произошла трагедия: Басманный рынок похоронил под собой 66 невинных людей (лишь двое из них - россияне). И вскрыл десятки лет "замалчиваемые" проблемы...

ПОСЛЕДНИЕ годы власти Москвы пытаются ликвидировать "дикий капитализм" - рынки. На их место должны прийти торговые центры. Однако всё равно сегодня в столице 118 рынков, и трудятся там до 1 млн. человек. Если же взять масштабы страны, то цифра увеличится на порядок.

К РЫНКАМ как таковым имеет отношение несколько государственных структур. Например, в Москве это Роспотребнадзор, Департамент продовольственных ресурсов и Департамент потребительского рынка и услуг. Роспотребнадзор отвечает за качество продукции. Может быть, в остальных ведомствах контролируют финансовые потоки рынков? "Наша задача - обеспечить город продуктами, - сказал "АиФ" Леонид Ивакин, пресс-секретарь Департамента провольственных ресурсов. - Мы лишь закупаем их и поставляем на рынки. Остальное - не наша компетенция". В Департаменте потребительского рынка и услуг нам рассказали, что рухнувший Басманный рынок назывался ГУПом (государственным унитарным предприятием).

В России большинство рынков - ГУПы. Это самая запутанная форма собственности. "Самое ужасное, что ГУП - коммерческое предприятие, а функции выполняет государственные, - говорит Павел Кудюкин, бывший директор Центра проблем госуправления. - Один ГУП в Краснодарском крае зарабатывал так: покупал товар на складах как госпредприятие по бросовой цене, а продавал по коммерческой".

Власти управляют ГУПами через контракты с директорами, а на месте директор - единственный хозяин. Он решает, какова цена, сколько продукции закупить. Директора рынков эксплуатируют здания, построенные ещё в советское время на бюджетные деньги. Используют землю, принадлежащую городу. А платят как частники - налоги и аренду.

"Мало того, есть вероятность, что большинство находятся под "крышей" или в сговоре с различными преступными группировками, - говорит Ирина Рукина, экс-депутат Мосгордумы. - Так, в Москве самая мощная и влиятельная группа, контролирующая продовольственные рынки, - азербайджанская (в их владении, например, Северный и Черёмушкинский рынки). Легальные мигранты азербайджанской диаспоры в 2004 г. заработали 2,5 млрд. долл. А государственный бюджет всего Азербайджана - 1,4 млрд. долл.".

Есть ещё китайская группа, дагестанская (в основном в Подмосковье) и т. д.

По данным Мосгорстата, официальный товарооборот рынков Москвы и области (26,2% от общего розничного оборота) в 2005 г. составил 416 млрд. руб. в год. По неофициальным данным - около 600 млрд. руб. в год. Получается, две трети рыночной торговли - в тени. По некоторым оценкам, город недополучает ежегодно более 20 млрд. рублей...

У семи инспекций объект без присмотра

В СОВЕТСКИЕ времена инспекций, которые отвечали за строительство, эксплуатацию зданий и оборудования, боялись подчас больше, чем КГБ. Даже мелкого нарушения было достаточно, чтобы инспектор закрыл завод, магазин, гостиницу и т. д.

Случай со зданием Басманного рынка в Москве ещё раз доказал, что сегодня за состоянием зданий никто не следит. Формально надзирающих органов не стало меньше. По-прежнему есть архитектурная инспекция, пожарная охрана, милиция, санэпидемстанция. И каждая из этих служб должна хотя бы раз в год проверять здания в своём районе, городе, области.

Но как и для чего проводятся такие проверки, всем давно понятно. Визит представителей служб заканчивается штрафом от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов, который ложится в карман инспектора. В лучшем случае нарушитель получит предписание устранить недостатки. Но разве после "хорошего штрафа" кто-нибудь придёт проверять, как выполняется такое указание? Часто инспектора либо не пускает охрана за высокими заборами, либо подкупают раньше, чем он успевает моргнуть.

После крушения аквапарка "Трансвааль" два года назад мэр Москвы Юрий Лужков распорядился провести проверку всех зданий со сложными конструкциями (похожих на аквапарк и здание рынка). В результате всем объектам выдали разрешения на дальнейшую эксплуатацию. А злополучному Басманному в конце прошлого года всё же вынесли предписание о нарушениях эксплуатации. Результат налицо.

Д. Рогозин: "Благо страны или взяточников?"

- МОСКОВСКАЯ предвыборная гонка давно завершена, но проблемы, о которых мы предупреждали, остались нерешёнными. За безопасность москвичей и гостей столицы по-прежнему в полной мере никто не несёт ответственности. Трагедия сама по себе ужасна. Однако главный российский санитарный врач Г. Онищенко уже подтвердил, что на Басманном не соблюдались элементарные требования - люди торговали без санитарных книжек, здание эксплуатировалось без надлежащего обслуживания и ухода.

Большинство погибших под руинами рынка были нелегальными мигрантами. Они не только круглосуточно работали, но и целыми семьями жили в его подвалах и подсобках.

Однако я бы предостерёг от скорых выводов. Я продолжаю утверждать, что стране без миграции не обойтись. Но правительство РФ вместе с региональными властями должно ежегодно определять список предприятий в конкретных регионах, где допускается использование трудовых мигрантов, и список необходимых специальностей. А также условия пребывания, работы, оплаты, налогообложения и безопасности иностранных граждан.

Это и будет благом для страны, а не для коррумпированных властей, строительных мафиозных корпораций или этнических преступных группировок.

Что следующее

"КОПИИ" Басманного разбросаны по всей России. Катастроф можно ждать где угодно.

БАСМАННЫЙ рынок - детище конструктора Нодара Канчели. На его счету это второй развалившийся объект. Первым был "Трансвааль-парк". Однако "творения" конструктора сосредоточены не только в столице. Ангарский рынок в Иркутской области - копия Басманного. В Сочи Канчели возвёл Торгово-рыночный комплекс "Центральный". Кроме того, на его счету Питьевая галерея пансионата "Виктория" в Ессентуках (пансионат этот, кстати, принадлежит Федерации независимых профсоюзов России), санаторий "Дружба" в Ялте, ротонда Ново-Иерусалимского монастыря в Истре, Коломенский конькобежный центр и стадион в подмосковном Чехове, который сейчас реконструирует ЗАО "Курортпроект" (место работы Н. Канчели).

Однако, по мнению экспертов, под угрозой обрушения не только рынки или цирки (которые начало проверять Министерство культуры), но и, например, хрущёвки. Эти здания строились на 20-25 лет, а эксплуатируются уже все 40!

Михаил Леонтьев: "Умрём без рабсилы? Чушь!"

На мой взгляд, в России стало слишком много приезжих из стран бывшего СССР. Эти страны облегчают себе жизнь, перекладывают на Россию заботу о своих гражданах, которые здесь существуют нелегально, высасывают из страны все соки, шлют миллиардные переводы на родину близким, отбирают рабочие места и не платят налоги. Бардак приводит к трагедии. Почему наши власти не могут взять нелегалов под контроль?
Читатель

- НИ ОДНОЙ стране мира даже с самым жёстким иммиграционным законодательством (например, США) не удалось радикально решить проблему нелегальной иммиграции. Единственно эффективными оказываются тоталитарные режимы с жёсткой изоляцией. То есть гильотина - лучшее средство от головной боли... Тем не менее административно-полицейские методы борьбы с нелегалами в нашем случае явно не исчерпаны.

Другое дело, что вокруг проблемы миграции намешано очень много конъюнктуры и передёргиваний. Считается, например, общепризнанным, что России уже сейчас необходим массовый импорт рабочей силы. На самом деле это просто чушь. Да, демографические проблемы России очень серьёзные. Но с точки зрения текущей потребности в трудовых ресурсах (это подтверждается реальными статистическими исследованиями) эта проблема станет актуальной не ранее чем лет через десять. Ажиотаж вокруг срочной необходимости массовой иммиграции раздувается многочисленными бизнес-структурами, заинтересованными в эксплуатации наиболее дешёвой и наиболее бесправной рабочей силы. Что, кстати, способствует деградации не только рынка труда, но и сдерживает рост внутреннего спроса, а стало быть, нормальной, а не "сырьевой" российской экономики.

При этом тем не менее необходимо учитывать, что Россия не может отказаться от определённых обязательств перед странами постсоветского пространства, если она рассчитывает на восстановление своей международной роли. Другое дело, что эти обязательства было бы целесообразнее выполнять, способствуя экономическому восстановлению на территории бывших советских республик, а не выталкивая бедствующее население в Россию.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно