Примерное время чтения: 4 минуты
275

К чему приводит гордыня

Для человека главное - жить по совести. Лекарства смогут продлить наш срок на несколько лет, а праведность подарит жизнь вечную...

А ЧТО важнее всего для нашего народа в целом? Конечно, то, к чему он шёл веками, не считаясь ни с какими жертвами. Это наиважнейшее для нас - российская государственность.

Но всё обернулось иначе...

ТО, ЧТО предки видели в радужных снах, для их потомков стало явью. В начале XVII века Русь преодолела династический кризис, и новые миропомазанники Романовы взяли на себя управление быстро усилившимся государством. Только жить бы теперь и радоваться!

Это был человек грандиозных дарований, настоящее чудо, вышедшее из самой гущи народа. Громадный ум, железная воля, смелость и решительность, величественная внешность, широкая образованность, блестящее владение словом отличали этого сначала сельского священника Никиту, а потом Новоспасского архимандрита, Новгородского митрополита и, наконец, патриарха всея Руси Никона. Не было такой добродетели, которой бы он не обладал, кроме одной. И её отсутствие перечеркнуло все его достоинства и обернулось огромной бедой для нашего Отечества. Этот единственный недостаток, который свёл на нет всё остальное, состоял в отсутствии смирения, вытесненного в его душе непомерной гордыней.

Став в 1648 г. "собинным" (особенным) другом царя Алексея Михайловича, а в 1652 г. патриархом, Никон приступил к давно назревшему исправлению богослужебных книг. В 1654 г. он убедил царя и боярский совет принять в состав государства Малороссию.

Папизм на Руси не прошёл

О НИКОНЕ написаны тома исследований, и, надо заметить, большинство авторов относятся к нему весьма сочувственно, обвиняя в разразившемся конфликте между ним и царём интриганов-бояр, настраивавших государя против патриарха. На самом же деле движимый гордыней Никон стал претендовать на то, чего добивались и частично добились в XI-XII вв. римские папы, - подчинить Церкви не только души, но и тела подданных, взять в свои руки как духовную, так и светскую власть. Ослеплённый этой честолюбивой мечтой, он не понимал, что она неосуществима.

"Будьте покорны всякому человеческому начальству", - учили апостолы Пётр и Павел, и эти слова относятся не только к простым верующим, но и к священству. Церковь не приспособлена к тому, чтобы организовать оптимальное существование людей на переставшей быть раем Земле. Она призвана учительствовать в идеальной сфере бытия, где не может быть никаких компромиссов. А устроить земное житие народа так, чтобы люди не перегрызли друг другу глотки, можно только на основе компромиссов. Это уже компетенция светской власти, которая знает о греховности своего народа и в то же время отдаёт себе отчёт, что другого народа у неё нет.

Исправляя испорченные переписчиками церковные книги, Никон захотел так же решительно исправить окружающих его людей, применяя к ним силу. Но если из книги легко можно вычеркнуть плохое, то с человеком этого не сделаешь.

Ушёл, хлопнув дверью

АЛЕКСЕЙ Михайлович был достаточно умный правитель, и его совершенно не устраивало присутствие рядом с ним второго "государя". Настал момент, когда его терпение лопнуло, и он не пригласил Никона на некое собрание. Это случилось 10 июля 1658 года. Никон пришёл в ярость, объявил, что он больше не патриарх, и уехал в свой любимый Воскресенский монастырь на Истре.

Личную обиду Никон выместил на России, оставив церковь без предстоятеля. Восемь лет русские люди не знали, есть у них патриарх или нет. Только в конце 1666 г. собор, на котором присутствовали два восточных патриарха, официально низложил Никона и сослал в Ферапонтов монастырь. Но последствия его затяжного самоуправства были уже необратимы.

Произошло самое худшее. Этим худшим стал раскол - великая беда нашей истории.

Когда собор 1666 г. осудил и сослал Никона, тёмные народные массы решили, что он наказан именно за церковную реформу. И хотя собор полностью одобрил реформу Никона, никто этим уже не интересовался. Поезд ушёл, и никонианцы так и остались для староверов еретиками.

Так какой же урок мы должны извлечь из трагических событий середины XVII века? Мы и сегодня склонны до хрипоты спорить о каких-то идеальных принципах, не понимая, что реальная жизнь требует не максимализма, а осторожной мудрости. И что ценнее всего наше единство в рамках общей государственности.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно