Примерное время чтения: 5 минут
1398

Клавдия Шульженко. Как отказать сыну вождя

ОФИЦИАЛЬНО Клавдия ШУЛЬЖЕНКО стала народной артисткой СССР только в 65 лет. А "народной" по-настоящему - с первых же концертов, которые шестилетняя Клава давала около раскрытого окна своей харьковской квартиры. Уже тогда горожане могли часами слушать выступление девочки. Но такая возможность выпадала редко - отец, бухгалтер Харьковской железной дороги, строго следил, чтобы дочь "не занималась ерундой".

Клавдия Шульженко, биографическая справка

Она играла песню

А ОНА и не собиралась становиться певицей, ей просто нравилось выступать. Поэтому её решение отправиться на прослушивание в Харьковский драматический театр выглядело вполне естественным. "Что вы умеете?" - спросил её режиссёр. "Всё, - ответила 17-летняя Шульженко. - Но лучше всего - петь и танцевать".

Её зачислили в труппу, но серьёзных драматических ролей она так и не сыграла. Шульженко вообще не привлекала к себе особого внимания, пока на одном из концертов не решила спеть. Публика "капитулировала".

Из Харькова она отправилась покорять сначала Ленинград, а затем и Москву.

"Ты должна играть песню", - говорил ей ещё в Харькове режиссёр Николай Синельников. Его совет она помнила и воплощала всю жизнь. Шульженко стала первой певицей, чьё исполнение было сродни театральному спектаклю.

Шульженко боготворили, при этом она никогда не была красавицей. Но стоило ей начать петь, как появлялось очарование, которое пленяло всех. Со своим первым мужем, артистом Владимиром Коралли, она познакомилась в начале 30-х годов в поезде. Вскоре родился сын Игорь. А Коралли оказался не только любящим супругом, но и талантливым, говоря сегодняшним языком, продюсером.

"Я работаю на рынок"

ВО ВРЕМЯ Великой Отечественной Клавдия Ивановна была одной из самых любимых бойцами певиц. Только в 1942 году она дала более 500 концертов. Её "Синий платочек" стал таким же гимном веры в победу, как и пронзительное "Жди меня" Константина Симонова. Поначалу Шульженко выступала перед солдатами, как и все участники фронтовых бригад, в военной форме. Пока кто-то робко не попросил её надеть концертное платье.

Рассказывают, что во время одного из налётов Клавдия Ивановна упала на землю, прижав к себе чемодан с концертными нарядами. И заклинала фашистского лётчика: "Только не в платья, только не в платья".

А ещё она обожала французские духи. Парфюм хранила в специальном несессере, с которым никогда не расставалась. Когда в 1984 году она в последний раз отправится в Кремлёвскую больницу, из которой уже не вернётся, несессер с духами будет единственной вещью, которую певица возьмёт с собой.

Несмотря на всенародную любовь, никаких особых богатств у Шульженко не было. Главным украшением её скромной двухкомнатной квартиры на улице Усиевича был рояль, который она приобрела у Шостаковича, и диван красного дерева, купленный у Лидии Руслановой.

В её доме всегда было много гостей, которых Клавдия Ивановна щедро угощала. При этом продукты покупала исключительно на рынке, не желая просьбами о дефицитных продуктах унижаться перед директорами столичных магазинов. "Я работаю на рынок", - шутила она.

О её характере ходили легенды

ШУЛЬЖЕНКО всегда знала себе цену. "Я стала эпохой в нашей культуре", - как-то сказала она своему концертмейстеру. Тот возразил, что такой вывод должен сделать народ. "Народ может и забыть", - ответила Клавдия Ивановна.

Когда накануне новогодней ночи адъютант Василия Сталина пригласит её выступить перед сыном вождя, певица ответит: "По Конституции я тоже имею право на отдых". К счастью для неё, разговор этот состоялся незадолго до смерти Сталина и неприятных последствий не имел.

Она вообще была довольно резкой на слова. Нелёгкий характер Шульженко не позволил ей ужиться ни с Коралли, ни со вторым мужем.

О характере Шульженко ходили легенды. Для того чтобы успешно спеть концерт, ей было необходимо с кем-нибудь поругаться. Директор Театра эстрады даже нанимал специальных рабочих, которых Клавдия Ивановна перед каждым своим выходом на сцену отчитывала и увольняла. Выступление проходило на ура, а в следующий раз ситуация повторялась.

В конце жизни Шульженко стала болеть, развивался склероз. Последний раз она выступила перед публикой во время своего юбилейного концерта в Колонном зале Дома союзов в апреле 1976 года. Поклонилась в финале фирменным "шульженковским" поклоном, коснувшись руками сцены. Это было её прощание с песней. Делиться своей слабостью (под конец она иногда забывала слова) Шульженко не собиралась ни с кем.

Иногда она обижалась, что телефон в её доме стал звонить реже. Расстраивалась, что её начинают забывать. Но это было неправдой. В день, когда певицы не стало, в Москве давала концерты Алла Пугачёва. Выйдя на сцену с глазами, полными слёз, она объявила: "Не стало великой певицы России". И 18-тысячный зал встал. Помнят Шульженко и сегодня. На её могиле на Новодевичьем кладбище всегда свежие цветы и неизменный синий платочек.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно