Россия буквально захлёбывается от наплыва нефтедолларов. Вся выручка от подорожавших на мировых рынках нефти и газа вкладывается в заначку. Зачем только она нужна?
СТАБФОНД вырос до 50 млрд. долл. На конец этого года запланированы и вовсе астрономические цифры: там будет лежать уже 90,3 млрд. долл., через два года - 106 млрд. долл. К 2008 году эта сумма составит половину всех доходов бюджета страны. Как мы намереваемся использовать огромные резервы?
Минфин недоговаривает
ПОКА Минфин направляет нефтедоллары на выплату внешних долгов. Только за 2005 год Россия досрочно отдала 15 млрд. долл. С величайшей гордостью министр финансов доложил президенту: из-за того что мы не будем платить проценты по выплаченным вперёд долгам, Россия сэкономит более 2 млрд. долларов. На самом деле никакой экономии мы не получили.
Похоже, министр не знает, что, пока государство отдаёт долги, российские частные компании берут кредиты у западных банков под очень высокие проценты. Эти проценты примерно в 1,5-2 раза выше, чем те, под которые мы выплачиваем долги странам на государственном уровне. Получается, одной рукой мы отдаём, а другой занимаем, причём дороже. Если бы вместо досрочной выплаты долга мы предоставили нашим банкирам и предпринимателям такой же кредит под нормальную и даже несколько более низкую процентную ставку, то бюджет смог бы получить минимум 3,5 - 4 млрд. долл. дополнительного дохода.
Министр финансов в своих расчётах допускает и ещё одну, мягко говоря, некорректность. Он как бы забыл доложить президенту, что более двух третей Стабфонда было переведено на рублёвый счёт Центробанка и там эти деньги лежат без движения уже более 1,5 лет, поедаемые инфляцией. А ведь будучи рационально использованными, они могли бы давать дополнительный доход. По нашим расчётам - 4-4,5 млрд. долл.
Почему бы не направить Стабфонд в экономику? Нельзя, говорят чиновники. Тогда вырастет инфляция. Парадокс: доходы бюджета и так больше, чем расходы, на 16 млрд. долл., но правительство зачем-то в прошлом году выпустило на рынок и продало государственных ценных бумаг на 10 млрд. долл. Спрашивается: зачем властям дополнительные деньги к тем, что уже есть?
И ещё я не понимаю: почему частные нефтяные компании, продающие "чёрное золото" за границу (такие как "ЛУКОЙЛ", "ТНК-ВР", "Татнефть"), могут тратить нефтедоллары на повышение зарплат своим сотрудникам, на инвестиции, а те же доллары, перечисленные в доход государства (в качестве налогов от этих компаний), уже использовать нельзя? Их что, помечают особой краской?
К тому же инфляция в России не слишком зависит от того, сколько денег в экономике.
Ложь о "чёрном дне"
БОРЬБА с ростом цен напоминает борьбу Дон Кихота с ветряными мельницами. Сегодня российские предприятия задыхаются от нехватки денег. А экономика перенасыщена валютой.
В начале 30-х годов Америка находилась в ситуации, схожей с российской сегодня. Но власти США не складывали деньги в заначку, а вкладывали в экономику, в крупные проекты (такие, как строительство дорог). Это помогло Америке выйти из кризиса и стать сильнейшей державой мира. И России помог бы такой путь. Только при этом надо сдерживать инфляцию. Способа два (совсем иные, нежели использует наше правительство) - создать конкуренцию и установить государственный контроль над ценами.
Теперь допустим, что цены на нефть завтра резко упадут. Вот тогда правительство планирует откупорить заначку: платить из этих денег зарплаты бюджетникам, пенсии и т. д. Но если угроза инфляции так высока при растущих ценах на нефть, то при их падении эта угроза возрастает многократно: сбережения обесцениваются, экономика падает, возникает дефицит и люди скупают всё, что попадается под руку. Так зачем же откладывать деньги, если использовать их в заведомо провальные для экономики годы будет нельзя?
К тому же вероятность падения цен на нефть крайне невелика. Потребность в природных ресурсах в обозримом будущем не уменьшится.
Нам грозят другие беды. Мы слишком много добываем и слишком много экспортируем. А возможности наши не безграничны. Со временем добыча и экспорт нефти будут снижаться, а другой конкурентоспособной продукции у нас недостаточно - в России с самого начала экономических реформ ставка была сделана на топливно-энергетический комплекс. В результате сократится и прирост валюты. Если события будут развиваться по данному сценарию, то не за горами девальвация рубля и новый дефолт.
И всё это произойдёт в том числе из-за того, что мы откладываем деньги на чёрный день. Надо срочно выращивать на них новую экономику, не завязанную на сырье.
Китай бежит к золоту
НАШ Минфин и ЦБ проводят легкомысленную политику: золотовалютные резервы хранятся в основном в долларах (в золоте - лишь 2%). Посмотрите: Китай быстро наращивает свой золотой запас. Это резко повышает стабильность юаня и экономики Китая.
Нелишне в этой связи вспомнить экономическую политику, которую в своё время проводил выдающийся министр финансов царской России С. Ю. Витте. Всемирную известность получила его денежная реформа 1895 - 1897 гг., в результате которой российский рубль стал одной из наиболее прочных конвертируемых валют мира. Витте не накапливал свободные деньги ни в каких стабфондах, а расходовал их на строительство Транссиба, Среднеазиатской и других железных дорог, развитие промышленности, науки и образования. В результате за последнее десятилетие XIX в. количество предприятий в России возросло в 1,4 раза, объём промышленного производства удвоился, было учреждено около 150 учебных заведений.
ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ
1. Производители вступают в сговор и завышают цены (тем более что контроля со стороны государства нет). Яркий пример - бензин.
2. Правительство стремится сравнять внутренние цены на энергоносители с мировыми.
3. Курс рубля искусственно завышен. Доллар должен стоить 13 рублей, а не 28.
РУБЛЬ НЕ ДЕРЕВЯННЫЙ
Рубль имеет более весомое реальное покрытие, чем доллар или евро. За ним стоят:
1. нефть и газ, леса;
2. уникальные технологии в области энергетики и освоения космоса, разработки в области создания новых материалов;
3. биологические запасы рек, озёр, морей и океанов;
4. наша страна - уникальный мост, соединяющий Европу и Азию.
АВТОРИТЕТНО
Алексей Кудрин, министр финансов: Трата Стабфонда грозит гиперинфляцией
- СЕГОДНЯ вкладывать деньги Стабфонда можно только в ценные бумаги самых надёжных стран - поскольку это страховка от рисков внутри России. Возможно, со временем будет разрешено размещать эти средства в ценных бумагах частных компаний. Но это дело будущего - когда риски судебного ареста этих денег будут полностью исключены.
Большинство стран, имеющих такие фонды, размещают сверхприбыли в менее доходные, но очень надёжные государственные ценные бумаги. Например, Норвегия, пока величина Стабфонда не достигла значительных объёмов, размещала его только в государственных ценных бумагах иностранных государств.
Смотрите также: