В печати нередко можно встретить критику случаев приписок, когда отдельные недобросовестные хозяйственные руководители завышают показатели выполнения плана. Ответьте, пожалуйста, какое наказание предусматривается законом за приписки?
Л. Ларионова, Калуга
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, вопрос, затронутый Вами, важен. Приписки наносят серьезный вред планированию и управлению народным хозяйством. Обманывая государство, очковтиратели становятся повинными за просчеты в использовании материальных ценностей, рабочей силы и финансов, за срывы планов поставок сырья и комплектующих изделий. Кроме того, искажая отчетность, они наносят государству прямо:" материальный ущерб, состоящий из незаконно начисленной сверх фактически положенной заработной платы за работу, которая не выполнялась, во- вторых, из премий и надбавок, полученных так же незаконно, за якобы успешное выполнение и перевыполнение плановых заданий, хотя на самом деле план не выполнен. Нередко к этому добавляется и стоимость материальных ценностей, списанных за счет искажения отчетности в целях скрытия хищений.
Что касается наказания за очковтирательство, то оно определено статьей 152"sup"1"/sup" Уголовного кодекса РСФСР и аналогичными статьями УК других союзных республик. За совершение приписок и других искажений отчетности закон предусматривает наказание в виде лишения свободы до 3 лет. Помимо этого, суд может применить к виновному дополнительную меру наказания, в частности лишить его права занимать ответственные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 до 5 лет.
Независимо от уголовного наказания с виновных через суд взыскивается материальный ущерб, нанесенный государству в результате приписок.
Следует учесть, что искажение отчетных данных квалифицируется как приписка в основном на предприятиях и в организациях, связанных с производством материальных ценностей и реализацией продукции, - промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, торговле, на транспорте. Но если, к примеру, работники здравоохранения в своих отчетах уменьшат показатели заболеваемости в районе, области, а народного образования - показатели отсева учащихся из школ, то виновных привлекут к уголовной ответственности не за преступление, предусмотренное статьей 152"sup"1"/sup" УК РСФСР, то есть не за приписки, а за одно из должностных преступлений; либо за злоупотребление властью или служебным положением (ст. 170). либо за должностной подлог (ст. 175).
Пленум Верховного Суда СССР в своем постановлении от 18 апреля 1980 г. "О повышении роли судов в борьбе с приписками и другими искажениями отчетности о выполнении планов" подчеркнул, что в случаях, когда приписки в государственной отчетности были сопряжены с последующим умышленным незаконным оформлением документов и обращением материальных средств в свою собственность или собственность других лиц, такие действия следует квалифицировать как хищение государственного и общественного имущества.
Примером может служить дело главного бухгалтера объединения " Магаданстройматериал " Сиренко, которая, занизив себестоимость товарной продукции одного из цехов на 50513 руб., представила искаженные данные о выполнении плана В результате рабочим цеха была выплачена премия на сумму 8494 руб. Магаданский областной суд, признав Сиренко виновной в умышленном искажении отчетных данных о выполнении плана, хищении государственных денежных средств и должностном подлоге, определил наказание по статье 152"sup"1"/sup".
Согласно действующему законодательству, виновные в приписках могут привлекаться и к дисциплинарной ответственности.
Ноябрьский (1982 г.) Пленум ЦК КПСС нацелил на более строгое соблюдение общегосударственных, общенародных интересов, призвал решительнее бороться против нарушений партийной, государственной и трудовой дисциплины, создавать условия для качественного, производительного труда, инициативы и предприимчивости. Это касается всех советских людей, каждого из нас.
* * *
В чем существенное различие коллективных договоров между администрацией и персоналом на предприятиях нашей страны и капиталистических стран?
О. Нехай, пропагандист, Москва
Прежде всего следует подчеркнуть, что если на Западе коллективный договор в основном - это лишь борьба рабочих и служащих за свои права, то в СССР он выполняет не только защитные функции, а служит средством практического участия рабочих и служащих в управлении производством.
В капиталистических странах, как, например, США, где существует национальная ассоциация "системы соучастия", сфера деятельности трудящихся в управлении производством сегодня ограничена чрезвычайно узкими рамками. Наемный персонал допускается лишь к изысканию путей сокращения издержек производства, совершенствованию приемов работы. Что же касается решения таких жизненно важных вопросов, как обеспечение занятости, улучшение условий труда, совершенствование системы подготовки кадров, и других, то в этой области широкие массы трудящихся не имеют никаких прав. Этот факт объясняется не только отсутствием в США сильного политического движения рабочего класса, но и реакционной позицией по данному вопросу правых профсоюзных лидеров.
Принципиально иные положения содержит коллективный договор на предприятиях нашей страны.
Рабочие и служащие в начале года, заключая договор с администрацией, обязуются выполнить запланированный объем работы. Администрация, в свою очередь, должна обеспечить им оплату труда по установленным ставкам и тарифам. В коллективных договорах подробно перечисляются меры, направленные на улучшение условий труда, техники безопасности, на повышение квалификации рабочих и служащих. Определяется, какая часть прибыли предприятия будет израсходована на премирование рабочих и служащих, на жилищное строительство, на содержание детских садов, спортивных сооружений, рабочих клубов, пансионатов, домов отдыха, туристических баз.
В тех случаях, когда администрация не выполняет своих обязательств по коллективному договору, профсоюзы имеют право ставить вопрос о привлечении виновных руководителей к ответственности вплоть до- освобождения от занимаемой должности. Например. В течение 1980 г. за нарушение обязательств по коллективному договору, бюрократизм, волокиту в стране были подвергнуты штрафу более 3 тыс. человек и 183 хозяйственных руководителя освобождены от занимаемых должностей.
Начиная с 1983 г. коллективные договоры объединений, предприятий и организаций регистрируются в вышестоящих хозяйственных и профсоюзных органах. Такой порядок повысит роль и значение коллективных договоров в решении экономических и социальных задач.
* * *
Известно, какие огромные запасы вооружений накоплены в мире. Они достаточны, как я слышал и читал, для того чтобы Запад и Восток могли уничтожить друг друга, притом многократно. Если это так, то гонка вооружений и участие в ней бессмысленны. Ведь нападать мы ни на кого не собираемся, а для защиты у нас все есть. Так не лучше ли нам выйти из этой гонки и направить высвободившиеся средства на мирное строительство?
В. Агранов, Сочи
ЧТО Ж, ВОПРОС не лишен определенной логики. Действительно, как было бы заманчиво отказаться от создания все новых и все более дорогих систем оружия, высвободить для развития экономики научно-технические, материальные, финансовые и людские ресурсы! Однако возможно ли это сейчас?
На протяжении более трех десятилетий вашингтонские и натовские "ястребы" продолжают во всевозрастающих темпах гонку вооружений, прежде всего средств массового уничтожения.
Сразу после второй мировой войны США планировали ядерное нападение на социалистические страны. Создание советской атомной бомбы предотвратило осуществление этих планов. Так было и в последующем. США стали инициатором гонки стратегических вооружений. На каждый новый "виток" этой гонки, навязанной Вашингтоном, мы вынуждены были соответственно реагировать. За все последующие годы наша страна ни разу не выступила инициатором создания новых видов вооружений. Но и оставаться безоружными перед растущей мощью военной машины на Западе мы позволить себе не могли.
"Однако создано и накоплено уже очень много Пора остановиться!" - говорите Вы.
Да, это так. И мы неустанно к этому призываем.
Например, мы выступаем не только за сокращение существующих вооружений, но и ограничение разработки новых, более изощренных и, естественно, более дорогих. Но нашему примеру, к сожалению, не следуют на Западе.
И дело не только в количестве вооружений, но и их качестве Согласитесь, нейтронные боеприпасы, о полномасштабном производстве которых в США принял решение президент Рейган в 1981 г.. принципиально отличаются от атомной бомбы 1945 г. Сейчас американские "Першинги" и крылатые ракеты, которые по натовскому решению должны быть размещены на европейской земле в этом году, способны в 4 - 6 минут с большой точностью доставить ядерный заряд в 200 - 400 кт (сравните: мощность заряда атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки, уничтоживших более 220 тыс. человек, была в 10 раз меньше - 20 кт) из Западной Европы далеко в глубь территории Советского Союза.
Новая американская атомная ракетная подводная лодка "Огайо" (первая такая лодка вошла в состав ВМС США в ноябре 1981 г.). вооруженная 24 ракетами "Трайдент-1", по своим боевым возможностям превосходит 10 атомных ракетных подводных лодок со 160 ракетами "Поларис А-3". По планам администрации Рейгана, на вооружение этих подводных лодок в 1989 г. (к этому времени эскадра "Огайо" должна включать 10 подлодок) поступит более мощная ракета "Трайдент-2", превосходящая ракету "Трайдент-1" в 1,5 раза по дальности стрельбы, почти в 2 раза - по полезной нагрузке и в 4 - 5 раз - по точности стрельбы. А находящаяся в завершающей стадии разработки межконтинентальная баллистическая ракета MX, спроектированная в качестве оружия первого удара, с учетом высокой точности стрельбы по своим поражающим способностям высокозащищенных объектов, равноценна 15 - 20 современным МБР "Минитмэн- 3".
Представляете, что могло бы быть, если бы наши вооруженные силы все еще оставались на уровне, скажем, атомной бомбы конца 40-х годов и тогдашних средств доставки?!
* * *
Недостаток воды ощущается сейчас на территории, составляющей 60 проц. суши Земли, и, судя по прогнозам, ее дефицит будет возрастать. Поэтому вопрос "где взять воду" вовсе не праздный. Не могли бы вы ответить, как он решается в нашей стране?
В. Колыханов, Курск
ВОПРОС "где взять воду" заставил специалистов обратить внимание на подземные реки.
В Советском Союзе уже накоплен успешный опыт решения этой проблемы. В его основе лежит выработанный специалистами единый комплексный подход к использованию и охране водных ресурсов.
Проблема охраны подземных гидроресурсов решается одновременно в двух направлениях - защиты от истощения и загрязнения. Уже доказала свою эффективность разработанная советскими учеными методика прогнозирования и оценки возможного загрязнения подземных источников. Расчеты с помощью математических моделей позволяют заранее определять районы и пути проникновения загрязнителей в систему циркуляции подземных вод и дальнейшего продвижения загрязненного потока. Полученные таким образом данные используются при проектировании разработок полезных ископаемых в гражданском и промышленном строительстве, при внесении удобрений и пестицидов в сельском хозяйстве.
Весьма действенным считают специалисты создание систем защитных санитарных поясов, ограничивающих или вообще исключающих хозяйственную деятельность в определенных зонах существования подземных источников.
Один из основных путей сохранения водных богатств недр советские ученые видят в познании закономерностей их формирования. Изучая этот процесс они смогли впервые в мировой практике гидрологии дать прогнозную оценку общих ресурсов подземных вод на огромной площади, превышающей 20 млн. км"sup"2"/sup", то есть для территории почти всей страны. Составленная на основе подобных исследований уникальная карта подземного стока СССР пока единственная подобного рода в мире. Согласно подсчетам, суммарная величина естественных ресурсов подземных вод составляет примерно 1000 км"sup"3"/sup" в год. Из них так называемые эксплуатационные запасы - те, что уже сегодня при существующей технике откачки можно с выгодой использовать в народном хозяйстве, - составляют 340 км"sup"3"/sup".
Сейчас почти две трети советских городов расходуют на свои нужды воду, добываемую из-под земли, еще 20% городов используют ее в смеси с водой поверхностных рек. Чтобы предотвратить падение уровня грунтовых вод, применяются методы искусственного восполнения запасов грунтовых вод за счет перевода части поверхностного стока в подземный.
Ответы подготовили: М. Штынина, В. Волков, Ген. Галь, А. Сирота