Примерное время чтения: 8 минут
100

ФРАНЦИЯ. В УГОДУ "АТЛАНТИЧЕСКОЙ СОЛИДАРНОСТИ"

ИДЕТ ТРЕТИЙ ГОД правления во Франции президента Ф. Миттерана и левого большинства, пришедших к власти в результате выборов 1981 г. Сразу после победы на президентских и парламентских выборах французские социалисты при поддержке левых сил провозгласили целью вывести страну из кризиса путем осуществления важных социально-экономических преобразований.

Хотя переход механизма управления государственными делами от представителей крупного капитала к социалистам не означал фактически ни изменения характера французского общества, ни смены политического строя, тем не менее обязательства нового французского руководства в отношении экономических и социальных перемен внутри страны и программное заявление президента в отношении внешнеполитического курса Франции вызвали в мире неоднозначную реакцию. В ряде стран Западной Европы заговорили о "социалистическом эксперименте" как о "событии исторического значения".

Крайне нервозной была реакция официального Вашингтона, особенно в связи с вхождением в правительство коммунистов. В Советском Союзе, напротив, приветствовали появление новых предпосылок для дальнейшего плодотворного развития советско- французского сотрудничества, укрепления самостоятельности Франции на международной арене в духе внешнеполитических традиций Пятой Республики. Советский народ с симпатией следил за шагами нового французского руководства по улучшению положения трудящихся масс - повышением" заработной платы и снижением пенсионного возраста, увеличением размеров семейных пособий, борьбой с инфляцией и безработицей путем ускорения темпов экономического роста на основе стимулирования потребления, новых капиталовложений, особенно в национализированные отрасли.

ОТ НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ...

Однако вскоре стало ясно, что, несмотря на ряд важных реформ, в частности национализацию некоторых промышленных и финансовых групп, трудности и проблемы, большинство которых досталось новому руководству по наследству от прежних правительств, не только не убывают, но принимают хронические формы. К такому положению сознательно вели дело правые силы в самой Франции, довольно быстро оправившиеся от поражения на выборах в мае и июне 1981 г. и организовавшие подлинный саботаж всех мероприятий правительства, а также международная реакция во главе с США и НАТО, кровно заинтересованная в провале "социалистического эксперимента". К тому же само французское руководство поторопилось предпринять ряд дипломатических шагов, чтобы успокоить своих западных союзников, прежде всего США, заверяя их в верности взятым обязательствам и преемственности внешнеполитического курса.

Уже к концу первого года правления в стане левого большинства вынуждены были констатировать, что главные цели, провозглашенные ими, - ликвидация безработицы и инфляции, - не достигнуты, что в стране чувствуется разочарование и даже недовольство. Наиболее тревожным проявлением таких настроений явились результаты выборов летом 1982 г. в генеральные советы департаментов: буржуазные партии, управлявшие страной с 1947 по 1981 г. и несущие ответственность за экономические и социальные трудности современной Франции, добились определенных успехов. И на муниципальных выборах в марте этого года, которые по традиции рассматриваются как своеобразный политический тест, правым оппозиционным силам удалось несколько улучшить положение, хотя в целом реванш, на который они рассчитывали, не состоялся.

...К УСТУПКАМ

Итоги муниципальных выборов ускорили брожение внутри Социалистической партии. В ней, в частности, набрала силу группировка, которую называют "вторыми левыми". На поверку это все те же, кто несколько лет назад именовал себя "новыми левыми". Уже тогда лидер левого крыла СП Ж. -П. Шевенман метко окрестил их "американскими левыми". В прошлом и сейчас они выступали и продолжают выступать против союза с коммунистами, за то, чтобы правительство выглядело "как можно менее левым".

Отражением напряженной внутренней борьбы в рядах социалистов вокруг путей выхода из кризиса, жесткого давления со стороны правых и международного капитала явилась опубликованная правительством после мартовских выборов "программа из десяти пунктов". Она предусматривает выход из кризиса путем режима "жесткой экономии" непосредственно за счет трудящихся. Главной целью программы провозглашается сокращение внешнеторгового дефицита, складывающегося в основном в торговле со странами Запада, прежде всего с США и ФРГ, а борьба с инфляцией и безработицей отодвигается на второй план. Теперь, по единодушному мнению печати, реформы и преобразования отложены в долгий ящик. Новая экономическая программа вызвала критику со стороны Французской компартии, крупнейших профсоюзов, а также ряда видных представителей соцпартии.

"АТЛАНТИЗМ" В ДЕЙСТВИИ

Принятием программы социалистическое руководство Франции как бы завершило выравнивание своего внутриполитического курса с внешнеполитическим, который с первых шагов характеризовался проатлантической направленностью.

К началу обсуждения в парламенте новой программы была приурочена грубая провокационная выходка французских властей против большой группы сотрудников посольства СССР и других советских учреждений во Франции. Им было предъявлено нелепое обвинение в сборе секретной информации и предложено покинуть страну. Эта акция была квалифицирована в Советском Союзе как "преднамеренно направленная на ухудшение советско-французских отношений". Апогеем шумной антисоветской кампании, развязанной при попустительстве властей, стали бандитские выстрелы по Генконсульству СССР в Марселе и помещению Аэрофлота.

Во французской печати откровенно признавалось, что этот акт произвола понадобился для того, чтобы "облегчить Парижу ведение переговоров в рамках НАТО по нерешенным экономическим вопросам и стратегическим проблемам", а также отвлечь внимание недовольной общественности от непопулярной программы "жесткой экономии". К сожалению, оправдались признаки того, что механизм взаимоотношений между СССР и Францией, терпеливо отлаживаемый в последние десятилетия, стал давать с момента прихода к власти социалистов все большие сбои. Недавно газета "Монд" констатировала: "Наиболее заметное изменение внешней политики Франции после 10 мая 1981 г. произошло там, где его меньше всего ожидали - в отношениях между Востоком и Западом. Ужесточение позиций в отношении СССР, вполне гармонирует со все более явным атлантизмом".

ПРЕЖНЯЯ ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА

Подтверждается дальнейшее сползание вправо французского руководства и в целом ряде международных проблем, имеющих первостепенное значение для судеб мира и разрядки. Во внешней политике Франции доминирующее место отводится военным аспектам. Одобренная недавно правительством военная программа на 1984 - 1988 гг. определяет фактически военно-политический курс страны до 2000 г. В ней предусматривается быстрая модернизация французских ядерных ударных сил и наращивание их мощи, делается упор на разработку нейтронного оружия, а также на создание крупных оперативных "сил быстрой поддержки", перед которыми ставятся амбициозные задачи на европейском театре, в Средиземноморье и других зонах мира. Разумеется, французская военно-политическая доктрина с одобрением встречена в НАТО. Знаменательно, что именно в Париже только что, впервые с момента вывода генералом де Голлем в 1967 т. Франции из военной организации НАТО, состоялось совещание министров иностранных дел - участников блока.

Париж рьяно оправдывает планы размещения в Западной Европе нового американского ядерного оружия средней дальности наличием пресловутой "советской военной угрозы" и "военным превосходством" СССР. Навесив на свои ядерные ракеты этикетку "сил сдерживания", французское руководство упорно не желает согласиться с предложением засчитывать свои ядерные силы на советско-американских переговорах в Женеве, что не способствует достижению там прогресса. Поддержка социалистическим руководством Франции "нулевого" и "промежуточного варианта" Рейгана вызывает резкую критику со стороны многих европейских социалистических и социал-демократических партий.

Французская печать подчеркивала, что после выборов 1981 г. "социалистическое правительство хотело для Франции более моральной, а то и морализаторской внешней политики. Однако в 1982 г. оно побило собственные рекорды в области торговли оружием..." Действительно, Франция вышла сейчас на третье место в мире по экспорту оружия. Сейчас стоимость заказов на его экспорт, главным образом в "горячие точки" планеты, оценивается в 6 млрд. долл. Во всем мире вызывает возмущение тот факт, что Франция, несмотря на эмбарго ООН на поставки оружия ЮАР, продолжает наращивать темпы сотрудничества с южноафриканскими расистами.

ПОД НАЖИМОМ ВАШИНГТОНА

Было время, когда СП осуждала прежние правительства за неоколониализм и сотрудничество с реакционными режимами. Исходя из этого, новое руководство попыталось поставить отношения с развивающимися странами во главу угла своей внешней политики. Позиция Франции в этой области мыслилась даже как некая модель перестройки международных отношений. Однако и здесь французы натолкнулись на обструкцию Вашингтона: все их попытки на международных форумах перенести в практическую плоскость вопрос о перестройке экономических отношений "Север - Юг" повисли в воздухе. Вашингтон не пожелал видеть Париж в положении привилегированного посредника между промышленно развитыми и развивающимися государствами. К тому же сама Франция за истекшие два года довольно изрядно "подмочила" собственную репутацию в глазах "третьего мира". Нынешняя французская политика, например, на Ближнем Востоке и в вопросах ближневосточного урегулирования все больше смыкается с антиарабским курсом США.

* * *

В конце мая ряд солидных французских институтов по изучению общественного мнения опубликовал результаты опроса населения. Согласно этим данным, популярность первого социалистического президента упала до самого низкого уровня. А Французский институт общественного мнения прямо заявил, что Ф. Миттеран является самым непопулярным президентом за последние 20 лет.

Многие видные политические и общественные деятели во Франции, простые граждане, прогрессивные журналисты с тревогой отмечают, что осуществляемая Парижем на протяжении двух лет непрерывная корректировка курса по отношению к предвыборным обещаниям соцпартии уже отрицательно сказывается на позициях этой крупной европейской державы в международных делах, на внутриполитическом положении, что наглядно продемонстрировали результаты мартовских муниципальных выборов.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно