Продолжение. Начало см.: "Аргументы и факты", 1983, NN 22, 23, 24.
4. Как решается проблема полной технической оснащенности сельского хозяйства
ПРИЧИНЫ возникновения этой проблемы в основном тоже исторического характера: доставшееся нам тяжелое царское наследие и до сих пор дающие знать о себе последствия Великой Отечественной войны.
Попробуем проанализировать, начав хотя бы с той же сохи, которой в свое время пахали землю во всех странах. Так вот, в Англии последняя соха была заменена на плуг в 1800 г. В России же первое предприятие, специализировавшееся на выпуске плугов - завод Вильсона в Москве, - начало работать в 1802 г. Однако и к концу первого десятилетия XX века в России из 16 млн. орудий пахоты 8 млн. были сохи, 3 млн. - деревянные плуги и только 5 млн. - плуги металлические. Даже в 1930 г. на наших полях все еще использовали для обработки земли миллионы сох, не говоря уже о деревянных боронах.
Не лучше обстояли дела и с уборочной техникой. В 1837 г. американцы демонстрировали на выставке в Лейпциге жатку, скосив на глазах изумленных европейцев за 1 час пшеницу на целом гектаре. В нашей же стране и 50, и 80 лет спустя в северных и центральных губерниях господствовал серп, в южных - коса. Причем даже этот инвентарь закупался в основном за границей.
Легко представить, сколько веков понадобилось бы царской России, чтобы полностью обеспечить себя тракторами. А ведь в создании этих машин видную роль сыграли именно изобретения, сделанные в России. Но, опять же, массовое производство тракторов началось не в нашей стране, а в США, на заводах Форда в 1917 г. И через три года на американских полях их работало уже 250 тыс. К 1930 г. это число увеличилось до 960 тысяч.
Россия имела в 1915 г. 165 тракторов, закупленных за рубежом. К 1928 г. их было изготовлено у нас 1300, а в 1930 г. общее количество тракторов (своих и купленных) составило 28 тыс.
Почти миллион - в США и всего 28 тыс. - в молодой Стране Советов!
Сегодня мы хорошо понимаем, какую прозорливость и мудрость проявила наша партия в тяжелое время, на заре индустриализации, когда с ломом, киркой, лопатой и тачкой мобилизовала народ на сооружение гигантов отечественного тракторостроения.
В июне 1927 г. началась закладка Сталинградского тракторного. 17 июня 1930 г. он вступил в строй. 20 апреля 1932 г., когда завод освоил проектную мощность, с его конвейера сошло 144 трактора. Это был хорошо известный старшему поколению колесник СТЗ-ХТЗ мощностью 30 л. с. 12 апреля 1934 г. СТЗ выпустил стотысячную машину.
В 1930 г. приступили к строительству Харьковского тракторного. В октябре следующего года на нем была собрана первая машина. В 1932 г. он начал давать 100 тракторов в сутки.
К числу действующих тракторных в 1933 г. прибавился Челябинский завод, на котором развернулось поточное производство мощных гусеничных машин С-60.
Нелегко это далось. Но не лом, не кирка, не тачка, а недостаток опыта и знаний были главными тому причинами. С большими сложностями столкнулись наши рабочие, инженеры, когда наступил момент включать станки, запускать технологические линии. Серго Орджоникидзе вспоминал: "Мы взяли лучшие станки и машины для тракторостроения; ...вероятно, многие из вас читали в газетах и помнят, сколько мы мучились, чтобы освоить эту новую технику. Помню, когда открыли завод (СТЗ -Ред.) - летом выпустили трактор, затем прошло 4 - 5 месяцев - ни одного трактора никак не могли выдать, ни деталей не можем сделать, ни собрать не можем. Весь следующий год мы также возились, кое-как довели количество тракторов в день до 10, затем до 25 и очень обрадовались..."
Но постепенно дело налаживалось. В 1937 г. СТЗ и ХТЗ были реконструированы и перешли на выпуск гусеничного трактора средней мощности. СХТЗ - НАТИ, или, как его ласково называли, "натик", имел мощность 52 л. с. и вполне отвечал уровню мирового тракторостроения того времени.
Таким образом, в кратчайший срок мы смогли поднять заводы, освоить в массовом производстве одну модель, а затем разработать и начать выпуск второй модели трактора. Если в первой пятилетке было изготовлено 98,6 тыс. машин, то во второй уже 593 тыс. (в 15- сильном исчислении). С использованием этой техники производительность труда на пахоте увеличилась в 10, а на севе - в 18 раз.
Почти одновременно с тракторами в стране началось производство уборочных агрегатов. К выпуску зерновых комбайнов, в частности, приступил в 1930 г. завод "Коммунар" в Запорожье. За год было изготовлено 347 машин. Но уже в 1932 г. с пуском завода "Ростсельмаш" их годовое пополнение составило 10 тыс. штук. Производительность труда на уборке зерновых повысилась в 44 раза.
Перед войной механизация работ на пахоте достигла у нас 73 проц., а на севе - 44. Мы имели 531 тыс. реальных тракторов. США - 1545 тыс. (Помните, еще каких-то 10 лет назад соотношение было 28 тыс. к 1 млн.) По комбайнам наша страна почти догнала Соединенные Штаты: у нас их было 182 тыс., у США - 190 тыс.
А дальше война... Наша страна лишилась огромного количества материальных ценностей, в том числе 130 тыс. тракторов. В руинах лежали СТЗ, ХТЗ, "Ростсельмаш", завод "Коммунар"... И еще один немаловажный факт: пока наша страна пылала в огне военного пожарища и ее безжалостно грабили гитлеровцы, за океаном не теряли времени. С 1941 по 1945 г. количество тракторов в сельском хозяйстве США возросло еще на миллион. Тогда как за 10 предвоенных лет - примерно на 600 тыс.
И пока наш народ героическими усилиями восстанавливал разрушенные предприятия, города и села, Соединенные Штаты продолжали двигаться вперед.
В 1950 г. у нас было 600 тыс. тракторов и 211 тыс. комбайнов, а в США соответственно 3,4 млн. и 780 тыс. (т. е. по сравнению с довоенным периодом разрыв увеличился в 2 - 3 раза). К этому времени в Штатах решили в основном проблему обеспеченности сельского хозяйства тракторами. Их количество позволяло уменьшить нагрузку на машины и, следовательно, увеличить срок их службы.
Практически полное насыщение американского тракторного парка наступило в 1957 г., когда он составил 4,7 млн. единиц. С тех пор указанная цифра меняется незначительно, затраты идут главным образом лишь на восполнение естественного износа машин.
До такого насыщения сельского хозяйства тракторами нам еще далеко. С 1980 г. у нас в этой отрасли работает около 2,6 млн. машин. Их парк мы продолжаем пополнять новой энергомощной техникой.
Разница в количестве зерноуборочных комбайнов, которыми располагали СССР и США на начало 80-х годов, не столь велика: 722 тыс. у нас и 895 тыс. - у них.
Гораздо хуже обстоит дело с обеспеченностью нашего сельского хозяйства грузовым автомобильным транспортом. В начале прошлого года в отрасли было занято 1,653 млн. автомашин. Солидная цифра, но это все же вдвое меньше, чем в США, и даже меньше того, что имели американские фермеры в 1950 г. Поэтому в настоящее время у нас принимаются необходимые меры для исправления создавшегося положения и удовлетворения потребностей сельского хозяйства в автотранспорте.
Кроме того, мы не касались обеспеченности наших колхозов и совхозов кукурузо-, картофелеуборочными и другими комбайнами, оборудованием животноводческих ферм и т. д. Все это развивалось в США десятилетиями до войны, во время нее и после. У нас же такая техника появилась лишь в середине 50-х годов, т. е. всего немногим более 25 лет назад. В столь короткий исторический срок СССР, естественно, было сложно решить сразу весь комплекс сельскохозяйственных проблем, тем более, что заниматься приходилось и другими неотложными вопросами.
Принятие на майском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС Продовольственной программы СССР явилось продолжением взятого партией курса в области сельскохозяйственного производства после 1965 г. Он предусматривает, в частности, повышение энерговооруженности труда сельских тружеников, что непосредственно зависит от технической оснащенности отрасли. Если в 1970 г. средняя энерговооруженность сельскохозяйственного рабочего составляла 5,7 л. с, то в 1975 г. - уже 17, а в 1980 г. - 27 л. с, (в США - 79). Отставание, конечно, значительное, но, учитывая весьма сжатые сроки и темпы, прогресс у нас поразительный.
К тому же при оценке производительности сельскохозяйственного труда надо брать во внимание еще и дороги, и климатические условия, о которых говорилось раньше. И если все это учесть, то оказывается, что немало "беспорядков" в нашем сельском хозяйстве существует лишь в воспаленном воображении несведущих людей да западных пропагандистов-антисоветчиков.
ПАРК ТРАКТОРОВ, КОМБАЙНОВ И ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ (на конец года)
"sup"1"/sup" Приведены данные без тракторов, на которых смонтированы мелиоративные и другие машины. В 1981 г. таких тракторов в сельском хозяйстве имелось 355 тыс., суммарная мощность их двигателей составила 25 млн. л. с.