В ИЮНЕ с. г. состоялась очередная сессия высших руководящих органов Североатлантического пакта. В Брюсселе на уровне министров обороны прошли пленарные заседания военного комитета, комитета военного Планирования и так называемой "Еврогруппы" НАТО. В Париже собрались министры иностранных дел стран - участниц блока.
Возможно, вынесенные в заголовок слова кому-то могут показаться на первый взгляд "несколько чрезмерными". Но ближайшее рассмотрение документов и материалов натовской сессии убедительно свидетельствует - названные оценки отнюдь не являются чрезмерными.
МИНА ПОД РАЗРЯДКУ
По своей политической сущности принятые в Париже и Брюсселе решения означают фактический отказ стран НАТО вести по аспектам разрядки или по военным проблемам какие- либо переговоры с Советским Союзом, которые были бы основаны на принципах равенства и одинаковой безопасности.
Общеизвестны многочисленные конструктивные и реалистические предложения Советского Союза и других социалистических государств, направленные на то, чтобы защитить мир, предотвратить войну и не допустить нового цикла наращивания ракетно-ядерных вооружений. В общей сложности таких предложений - более сотни.
Решения июньской сессии руководящих органов НАТО диаметрально противоположны позициям Советского Союза и других социалистических государств. Полностью замалчивая реальное значение советских инициатив, заключительное коммюнике сессии начисто отрицает их практическую ценность, извращает их сущность, пытается создать впечатление, будто все это "неприемлемые", "декларативные заявления" и "несерьезные предложения".
Выдвинутые в противовес советским предложениям решения НАТО свелись к следующему:
- Вновь подтвержден категорический отказ стран НАТО взять на себя, по примеру Советского Союза, твердое обязательство не применять первыми ядерное оружие.
- Подтверждена решимость стран НАТО приступить к размещению в Европе нового поколения американских ракетно-ядерных средств.
- Принята новая программа модернизации неядерных сил армий стран НАТО, призванная обеспечить им возможность "выявлять, как заявил главком НАТО в Европе американский генерал Роджерс, поражать, задерживать, дезорганизовывать и уничтожать с помощью обычных вооружений вторые эшелоны и электронные военные средства стран Варшавского пакта, прежде чем они смогут достигнуть зоны боевых действий".
Уместно подчеркнуть, что правительства США, Англии и Франции молчат в ответ и на новое предложение Советского Союза о том, чтобы все ядерные державы одновременно заморозили имеющиеся у них ядерные вооружения в количественном и качественном отношениях. Новое советское предложение, будь оно принято, позволило бы совершить решительный поворот к оздоровлению нынешней взрывоопасной международной обстановки.
"СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ"
Среди документов, принятых руководящими органами НАТО в июне с. г., привлекает к себе внимание новая руководящая директива по ряду вопросов военного строительства. Ею определены, в частности, конкретные уровни дальнейшего наращивания боевой мощи каждой из стран НАТО на период с 1985 по 1990 год. В дополнение к прежним решениям о ежегодном наращивании военных расходов странами НАТО не менее чем на 3 проц. директива рекомендует "продолжать прилагать все силы и мобилизовывать все ресурсы для обеспечения требуемого усиления военных средств...".
По этому же вопросу министры обороны стран НАТО записали в коммюнике комитета военного планирования:
"Вопросом, которому НАТО уделяет сейчас повышенное внимание, является выделение достаточных средств для обеспечения инфраструктуры. В этих целях министры договорились повысить финансовый уровень осуществляемой сейчас пятилетней программы..."
Расшифровывая эти нарочито туманные формулировки официальных заявлений, тот же Роджерс с солдатской прямолинейностью сказал: "Мой штаб подсчитал, что для выполнения взятых на себя обязательств по наращиванию своих сил на период с 1983 по 1988 год страны - члены НАТО должны увеличивать военные ассигнования на 4 проц. в реальном выражении ежегодно... Для такого увеличения расходов в первый - 1983 год - потребовался бы дополнительный "страховой взнос" в размере 23 долл. на каждую душу населения в странах Атлантического союза".
Подсчеты штаба Роджерса красноречиво дополняет следующая справка о фактических военных расходах ряда стран НАТО, заимствованная из отчетов лондонского института стратегических исследований:
НА СЛОВАХ - ГАРАНТИИ...
Одной из характерных особенностей комплекта документов, опубликованных в связи с заседаниями руководящих органов НАТО в июне с. г., является то, что все они густо напичканы демагогической фразеологией, которая кощунственно паразитирует на мирных идеях.
По словам Иозефа Лунса - нациста в прошлом и генерального секретаря НАТО с 1971 г. - "вооружения Североатлантического блока никому не угрожают; за всю историю союза НАТО они еще ни разу не применялись... и впредь не будут применяться иначе, как в ответ на нападение. Фактически наш союз основан на принципе отказа от применения силы и использования угрозы ее применения.. Наш союз всегда соблюдал это принципиальное обязательство".
В июньском коммюнике министров иностранных дел стран НАТО оказалось записано: "Все государства - члены НАТО вместе и каждое в отдельности гарантируют, что ни одна из имеющихся у нас систем оружия не применялась и не будет применяться, кроме как в ответ на нападение".
...НА ДЕЛЕ - ВМЕШАТЕЛЬСТВО
С момента окончания второй мировой войны в 1945 г. ни одна из тех стран, что входят сейчас в НАТО, ни разу не подвергалась нападению или угрозе нападения извне. Но в десятках войн и экспедиционных походов, которые провели войска стран НАТО за тот же период на чужих землях в Европе, Африке, на Ближнем Востоке, в Азии и Латинской Америке, погибло более 10 млн. мирных жителей.
По данным американского института Брукингса, правительство США 19 раз практически рассматривало вопрос о применении ядерного оружия против других стран, в четырех случаях речь шла непосредственно о СССР. Разве кто-нибудь когда-либо опровергал эти факты? Разве сейчас, когда в духе недавних решений НАТО практически начато осуществление подготовки к размещению американских ракет первого удара на землях ФРГ, Великобритании, Италии, Бельгии и Голландии, кто-либо скрывает, что это оружие направлено прямо против важнейших объектов СССР и других европейских стран социализма? Разве не на это оружие уповают натовцы, очертя голову пустившись в "крестовый поход" против коммунизма и предрекая его гибель?
Если поверить уверениям руководителей блока НАТО, что они дружественно относятся к народам социалистических стран и горят желанием видеть все народы свободными, то как же понять попытки организовать торговый и финансовый бойкот государств Варшавского Договора, вмешиваться, как это предусмотрено последними решениями НАТО, грубейшим образом в дела суверенных государств, в первую очередь Польши и Афганистана?
Подобных фактов - сотни! Все они однозначно указывают на то, что между словами и делами руководителей НАТО дистанция огромного размера. Мягко, очень мягко стелют руководители НАТО...
Переход натовцев к откровенной политической демагогии продиктован чисто спекулятивными интересами "уловления душ". Он явно рассчитан на то, чтобы "размыть" антиимпериалистический фронт борьбы за мир. Психологически, воздействовать на участников антивоенного движения, подчинить их борьбу своим интересам, сделать людей более восприимчивыми к мифу о том, что блок НАТО создан, мол, для обороны. Но слова руководителей НАТО разительно контрастируют с их делами.
* * *
Справедливости ради нельзя не отметить, что решения июньской сессии руководящих органов НАТО были приняты не единодушно. С рядом возражений выступила делегация Греции. Она отметила, что опасный и дестабилизирующий характер придает современной обстановке в мире полтика США. Дания внесла оговорки, заявив, что парламент этой страны отказался поддержать планы размещения американских ракет в Западной Европе. Испанская делегация информировала о том, что весь комплекс отношений Испании с НАТО находится еще в процессе пересмотра. Но не эти оговорки характеризуют в целом итоги июньских заседаний НАТО в Париже и Брюсселе.
Принятые в НАТО решения форсируют осуществление милитаристских планов наиболее реакционных империалистических кругов. Тем самым дополнительно осложняется международная обстановка. Возрастающая напряженность делает мир более хрупким и уязвимым.
Обстановка, складывающаяся в Европе и в мире в целом, была тщательно проанализирована на состоявшейся 28 июня с. г. встрече руководящих партийных и государственных деятелей НРБ, ВНР, ГДР, ПНР. СРР, СССР и ЧССР.
Они обратились к странам - членам Североатлантического союза, ко всем странам мира с настоятельным призывом трезво и объективно взвесить угрожающие тенденции нынешнего развития международных отношений и сделать разумные выводы, отвечающие самым глубоким интересам человечества.
Участники встречи выразили готовность объединить свои усилия с усилиями всех стран, независимо от их общественно- политических систем, со всеми, кто выступает за укрепление мира и международной безопасности, в целях осуществления практических шагов, способных предотвратить худшее. Время для этого не должно быть упущено.
Полковник Г. АРЗУМАНОВ