201

НОРМА НАШЕЙ ЖИЗНИ. КПСС И СОВЕТЫ

ПАРТИЯ И СОВЕТЫ... От того, как взаимодействуют партия коммунистов и органы народной власти, зависит практически все, что связано с социальным прогрессом советского общества, укреплением его международного авторитета, обороноспособности страны. Вот почему идеологи буржуазии продолжают яростно нападать на теорию и практику партийного и государственного строительства в нашей стране. Они назойливо разглагольствуют о "диктатуре КПСС", изображают Советы в виде некоего придатка партийного аппарата. Как же строятся отношения между партией и Советами в действительности?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует прежде всего обратиться к ленинскому идейному и теоретическому наследию. В основу всех рассуждений и построений, связанных с деятельностью государственных, а также общественных организаций, как говорил В. И. Ленин в ноябре 1920 г., должно лечь открытое признание руководящей роли партии. Без партии пролетариат не может выполнить его роль воспитателя, организатора и руководителя, ту роль, без которой распад капитализма и построение нового общества невозможны.

Как подтверждено практикой, неуклонное повышение роли и значения коммунистической партии - одна из главных закономерностей строительства социализма и коммунизма, обусловленная особенностями и характером процессов становления и развития нового общества, созидаемого в сознательной деятельности народных масс.

Свою руководящую роль по отношению к Советам, ко всей политической системе социалистического общества партия осуществляет не силой власти, а на основе безграничного доверия масс, высокого ее политического авторитета и идейного влияния.

Партия всегда выступала и выступает за то, чтобы каждый Совет, его орган как можно лучше выполнял свои функции, как можно полнее отражал, говоря словами В. И. Ленина, то, чем масса живет, что у нее болит.

Отношения между партией, с одной стороны, и Советами - с другой, строятся, как подчеркивал В. И. Ленин, на взаимопонимании и взаимодоверии. Благодаря этому обеспечивается их активное взаимодействие в интересах народа и социального прогресса. Партийное руководство - это руководство политическое. Главный его метод - убеждение и пример, идейное, моральное влияние коммунистов, повседневная организация и воспитание масс.

В соответствии с ленинскими принципами партийного руководства государственными и общественными организациями в его системе особо важное место занимает кадровая политика партии КПСС постоянно стремится укрепить Советы народных депутатов политически зрелыми, компетентными и инициативными кадрами, способными в полном объеме решать те сложные и масштабные задачи, которые встают веред ними на современном этапе. Сегодня 98 проц. председателей, 96 проц. заместителей председателей, 96,9 проц. секретарей исполкомов местных Советов народных депутатов имеет высшее и среднее образование.

Суть партийного руководства Советами состоит в том, чтобы обеспечить, говоря словами В. И. Ленина, максимум активности и собственной инициативы органов народовластия с тем, чтобы они могли полностью развернуть свои потенциальные возможности в деле привлечения широчайших масс трудящихся к управлению государством, ибо все эти органы "покоятся на организованной самодеятельности самих заинтересованных широких трудящихся масс".

Ленинские установки по совершенствованию партийной работы в Советах получили свое дальнейшее воплощение и творческое развитие применительно к новым условиям в ныне действующей Программе партии, в партийном Уставе. Вопросы взаимоотношений партии и Советов являлись предметом обсуждения на партийных съездах, конференциях, Пленумах ЦК КПСС. Ленинское положение о строгом разграничении государственных органов законодательно закреплено в Конституции СССР.

Самой природе партийного руководства чуждо какое бы то ни было сужение полномочий, сферы влияния Советов, их подмена, опека, дублирование со стороны партийных органов. Партия кровно заинтересована в активизации работы Советов, создаваемых ими органов, неуклонном повышении их роли и авторитета. Однако в жизни еще встречаются попытки подмены Советов партийными органами.

Таким явлениям дается принципиальная оценка. Они энергично устраняются. Партия решительно осудила встречающуюся на местах практику, когда городские, партийные комитеты и исполкомы городских Советов народных депутатов принимают совместные решения по важным политическим и экономическим вопросам. В постановлении ЦК КПСС о работе местных Советов народных депутатов Полтавской области отмечалось, что такие решения сковывают инициативу Советов, снижают их ответственность, наносят ущерб делу.

О необходимости строго соблюдать ленинские принципы руководства Советами еще раз напомнил на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС товарищ Ю. В. Андропов. "Очень важно, например, обеспечивать на деле правильное распределение функций органов партии и государства, - подчеркнул он в своей речи. - Не раз говорилось, что партийные органы не должны дублировать государственные, но не всегда этого удается избежать. В итоге это нередко приводит к снижению ответственности руководителей государственных органов, к стремлению переложить ее на органы партийные, а у последних невольно порождает элементы ведомственного подхода к делу".

В подавляющем большинстве Советы народных депутатов, как это определено Конституцией СССР, непосредственно и через создаваемые ими органы, проявляя самостоятельность, руководят всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принимают решения, обеспечивают их исполнение, осуществляют контроль за проведением намеченных планов в жизнь. В Советах сейчас рассматривается вдвое больше вопросов, чем 10 лет назад. Об их влиянии на все стороны жизни свидетельствуют такие факты.

В городе Шахты (РСФСР) при рассмотрении Советом проекта сооружения завода транспортного электромашиностроения депутаты проект забраковали, потребовав от министерства- заказчика предусмотреть заблаговременное сооружение жилых домов для будущих работников предприятия, детского сада и столовой. Кроме того, Совет использовал кооперацию средств предприятий для реконструкции городского водопровода.

Недавно Президиум Верховного Совета СССР проверил, как выполняется постановление о повышении роли местных Советов в решении хозяйственных вопросов. Перед депутатами выступили с отчетом заместитель Председателя Совета Министров СССР Н. Байбаков, министр финансов СССР В. Гарбузов. Президиум Верховного Совета СССР обязал местные Советы усилить контроль за деятельностью предприятий и организаций, шире использовать свои права в интересах населения.

Подобных примеров много. Они напрочь опровергают вымыслы фальсификаторов о "бесправии" представительных органов в СССР, подтверждают демократический характер, политическое содержание партийного руководства Советами.

Оно, это руководство, осуществляется главным образом через коммунистов, которых 43 проц. от общего числа избранников народа. Обеспечение их авангардной роли, повышение персональной ответственности за правильное и энергичное проведение политики партии во всех государственных организациях - один из важнейших элементов системы партийного руководства Советами. Направленность этой работы четко определил XXVI съезд КПСС: "У нас почти миллион депутатов-коммунистов. Свой авторитет, свой опыт они должны использовать для того, чтобы каждая сессия Совета, каждое заседание постоянной комиссии превращались в действительный совет людей, в коллективный поиск наиболее правильных решений".

В заключение следует подчеркнуть, что система партийного руководства Советами никогда не была статична. Она подвижна, непрерывно совершенствуется. При этом КПСС создает такие социальные условия и политические предпосылки, в которых, как и предвидел В. И. Ленин, народ, объединенный Советами, управляет всеми делами государства.

Н. ВИНОГРАДОВ, доктор исторических наук, профессор.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно