Буржуазная пропаганда утверждает, что в СССР все большее распространение получает "потогонная" система труда на производстве. В качестве примера ссылаются на регулярно пересматриваемые у нас в сторону увеличения нормы выработки. Но ведь и в капиталистических странах они не остаются неизменными. Почему возникают подобные измышления?
К. Турянский, Жданов
НА ЗАПАДЕ используют любой, даже формальный повод для того, чтобы очернить советскую действительность. Верные слуги империализма "в чужом глазу соринку видят, а в своем - бревна не замечают". А уж кому, как не им, известно, что в капиталистических странах вся система организации производства, в том числе и нормирование труда, - это пресс, выжимающий последние соки из рабочих ради максимально возможной прибыли предпринимателей.
В социалистическом обществе, ставящем своей основной задачей заботу о человеке, такое просто недопустимо. Мы заинтересованы в работе с нормальной, научно обоснованной интенсивностью. И, как отмечалось в передовой статье журнала "Коммунист" (1983, N 14), если норма рассчитана правильно, она вырабатывает привычку к труду постоянному, в меру напряженному, укрепляет сознательную дисциплину. Именно поэтому у нас ведется борьба за то, чтобы своевременно пересматривались устаревшие нормы времени и выработки. Делается это с учетом достижений техники, технологии, организации производства и передового опыта.
Технически обоснованные нормы позволяют правильно планировать необходимые для выполнения производственной программы затраты рабочего времени и число работников нужных специальностей. Такие нормы ориентируют на полное использование резервов производства, увеличение производительности труда, повышение действенности социалистического соревнования.
Внедрение у нас новых прогрессивных норм не только не снижает заработной платы, но и обеспечивает ее неуклонный рост по мере поднятия эффективности общественного хозяйства.
К тому же надо сказать, что инициаторами пересмотра действующих норм нередко выступают сами рабочие и трудовые коллективы предприятий. Так обстоит дело, например, на Муромском заводе имени С. Орджоникидзе (Владимирская область) и Аксайском заводе пластмасс (Ростовская область). В производственном объединении "Запорожтрансформатор" за семь лет поступило более пяти тысяч заявлений о пересмотре норм, что помогло снизить трудоемкость продукции почти на полмиллиона нормочасов Удельный вес технически обоснованных норм на "Запорожтрансформаторе" составляет 89 процентов. И если бы он был таким на всех предприятиях, то по стране за пятилетку удалось бы условно высвободить 750 тыс. человек.
К сожалению, бывают случаи, когда отдельные нормы не пересматриваются в течение многих лет даже при существенном изменении технической базы производства, условий и организации труда. Нормированием не охвачена четверть рабочих-повременщиков, и примерно для одной шестой рабочих-сдельщиков применяются опытно-статистические нормы. Для преодоления этих недостатков проводится значительная работа.
Конкретные меры по улучшению нормирования труда предусмотрены в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР по совершенствованию хозяйственного механизма. Усилено, в частности, стимулирование инициативы по внедрению технически обоснованных норм труда и своевременному их пересмотру, для чего разрешено выплачивать рабочим единовременное вознаграждение за счет экономии, получаемой в результате пересмотра норм. На Аксайском заводе пластмасс, скажем, при повышении нормы выработки более чем на 10 проц. единовременная премия составляет 50 проц. полугодовой экономии, достигаемой при выпуске конкретного вида изделий. Так что рабочие в СССР заинтересованы в правильном нормировании.
***
То обстоятельство, что советские сторонники мира не выступают против правительства и политики своей страны, буржуазные средства массовой информации преподносят как доказательство того, что это движение направляется и контролируется "сверху". Злонамеренность подобных утверждений более чем очевидна. Хотелось бы, чтобы вы на этом примере показали, как искажается истина "миротворцами" из радиоголосов.
В. Коньков, пропагандист, Прокопьевск
В ТОМ, что у нас люди целиком и полностью одобряют и поддерживают миролюбивую политику Советского государства, на Западе усматривают некий "дисбаланс", свидетельствующий якобы о совершенно определенной корректировке движения сторонников мира "сверху".
Вот до чего можно договориться, когда не хочется видеть реального положения дел! Тогда и самые насущные, естественные стремления и желания людей жить в мире оказываются, но мнению западных специалистов, направляемыми и контролируемыми Москвой.
Но факты со всей непреложностью показывают: не мы взвинчиваем гонку вооружений, не мы собираемся в конце этого года размещать ядерные ракеты в Европе. Поэтому нет ничего удивительного в том, что люди на Западе, трезво оценивающие обстановку в мире, развернули невиданное по своим масштабам антивоенное движение. Граждане этих стран выступают прошв своих правительств, ведущих военные приготовления. Их, этих людей, безрассудная политика Рейгана и ему подобных, судя по всему, мало устраивает. Скажем, только в ФРГ 75 проц. населения отвергает размещение ракет, видя в них угрозу своей безопасности, причем против этого даже 61 проц. избирателей - сторонников ХДС.
Что же касается нашей страны, то всему миру известно, что советский внешнеполитический курс во все времена, как и в нынешний чрезвычайно опасный момент мирового развития, нацелен на сохранение и упрочение мира, на обуздание гонки вооружений, на разрядку. Зачем же советским людям выступать против такой политики? Чтобы ублажить радиодиверсантов? Нет уж, не дождетесь, господа!
Ярким свидетельством нашей неуклонной воли к миру стала 800-тысячная манифестация москвичей, участники которой ясно заявили о своей солидарности со всеми, кто в эти дни в различных странах мира, и прежде всего в Западной Европе и США, также протестует против дальнейшего наращивания ядерных вооружений, требует их замораживания и безотлагательного сокращения.
Наветы же наших идеологических противников на движение сторонников мира в нашей стране не новы. И правда здесь состоит в следующем.
Во первых, наше движение имеет независимый источник финансирования - Фонд мира, созданный на добровольные пожертвования миллионов советских граждан.
Во-вторых, наше движение, объединяющее коммунистов и беспартийных, атеистов и верующих, устанавливает контакты со всеми силами, которые борются за мир.
Отдельные круги на Западе пытаются не замечать общественной значимости нашего движения. А между тем и это движение, и порождаемые им политические настроения учитываются правительством СССР при принятии государственных решений. Решительную волю к миру советских людей приходится учитывать и западным политикам. Антивоенное движение в СССР - мощная и действенная сила!
***
"Радиоголоса" в передачах, посвященных пропаганде "общества массового потребления", на все лады расхваливают западную рекламу. Она - составная часть буржуазного образа жизни. Какие цели преследует реклама в странах капитала?
Е. Пластинина, Москва
В УСЛОВИЯХ капитализма реклама стала одним из видов бизнеса. Она органически связана со всей капиталистической системой, с ее жестокой конкурентной борьбой и постоянной погоней за прибылью. На рекламу затрачиваются огромные суммы. Это связано с тем, что снижение платежеспособности населения, увеличивающийся разрыв между спросом и объемами производства придают проблеме реализации товаров чрезвычайно острый характер.
Обратимся, скажем, к американской телерекламе. Она материализует "идеалы", ради которых должен до седьмого пота трудиться и быть во всем послушным винтиком буржуазного механизма каждый "добропорядочный" американец. В сочетании с программами, в которых за редкими исключениями встает не реальная, полная тревог и тягот жизнь, а мир иллюзий, коммерческая реклама изо дня в день, из часу в час делает свое дело, притупляя самостоятельность мышления, утверждая самосознание "среднего американца" как члена общества потребления, чьи стремления, чьи физические и духовные усилия должны быть направлены исключительно на то, чтобы потреблять больше и больше.
Расходы на рекламу, которые относятся к "чистым", т. е. непроизводительным издержкам производства, ложатся серьезным дополнительным бременем на плечи трудящихся и покрываются за их счет. В США, например, восемь и более процентов розничных цен на потребительские товары составляют расходы на рекламу. К тому же рекламируется далеко не всегда то, что действительно заслуживает внимания потребителя. Нередки случаи откровенного мошенничества, когда расхваливают товары, вредные для здоровья или попросту недоброкачественные.
Бурную деятельность развернули, например, фармацевтические монополии США, Японии, других капиталистических стран, заправилы которых наживаются на изготовлении и продаже лекарств, завышая цены на них, манипулируя с сырьем, обманывая покупателей. Расходы на рекламу медикаментов составляют в среднем 15 проц. их розничной цены.
В целях борьбы с фальшивой рекламой в странах Западной Европы появились организации, вставшие на защиту прав потребителей. К сожалению, их деятельность не приносит сколько-нибудь существенных результатов.
Характерен для американского телевидения и довольно типичен вообще для всей буржуазной пропагандистской машины Запада перенос коммерческих рекламных приемов в сферу политической пропаганды. Это с особой силой проявляется во время кампаний по выборам президента США. Политические лозунги, предвыборные платформы партий, сами кандидаты рекламируются приторно и беззастенчиво, как товар, который надо обязательно всучить покупателю.
Недавно в США вышла книга с весьма красноречивым названием "Одурачивание американского избирателя. Мошенничество и обман в президентском телевизионном рекламировании". В ней, в частности, приводится любопытное высказывание работавшего на Картера специалиста по рекламе Т. Шварца (он завоевал положение крупного знатока рекламного дела, обслуживая корпорацию "Кока-кола"): "Независимо от того, кока-кола это или Картер, у покупателя или избирателя надо вызвать определенное отношение к объекту".
Ради этой цели претенденты и их рекламные агенты не останавливаются ни перед чем. Но их главное оружие - ложь. Политические программы, речи и дебаты по телевидению приобретают характер пышного спектакля, ярмарочно-завлекательного зрелища.
Так что нетрудно сделать вывод, что реклама, полностью находящаяся в руках монополий, стала важным средством идеологического влияния на покупателей, пропаганды западного образа жизни, формирования буржуазных стандартов и стереотипов.
***
В последнее время международные обозреватели нередко говорят о "правой волне" в политической жизни Запада. В чем это выражается, какова причина "поправения"?
Ю. Чеботарь, Кемерово
О "ПРАВОЙ ВОЛНЕ" заговорили после того, как вопреки ожиданиям и предсказаниям в Великобритании удержала власть консервативная партия во главе с М. Тэтчер, в ФРГ после долгого перерыва к власти вернулись консервативные круги, решительнее стали действовать японские консерваторы.
Мы довольно детально разбирали причины, в частности продление мандата английских тори (см. "АиФ" NN 25, 33). Как и в других странах, в немалой степени это было реакцией избирателей на экономические трудности.
Кроме того, буржуазная пропаганда, оправдывая резкое сокращение социальных ассигнований, усиленно насаждает тезис о том, что общество может позволять себе благотворительность, помощь бедным только в периоды экономического подъема, а в кризисное время от этого нужно, мол, отказываться. Идеологи так называемого среднего класса уверяют, что он подвергается двойной эксплуатации - большого бизнеса, с одной стороны, и бедных слоев - с другой. С бедными средний класс якобы вынужден делиться, отрывать от себя средства в виде налогов, с тем, чтобы кормить бедных. Попадая на удочку такой пропаганды, средний класс становится опорой консервативных сил.
Сказывается и экономическое давление США, которое, в последнее время во все большей степени используется Вашингтоном в отношении своих союзников по НАТО.
Именно этот усилившийся нажим из-за океана, антисоветская, антикоммунистическая истерия в основном определяют и подстегивают "правую волну".
В частности, отчетливое клеймо "сделано в США" стоит на новом реакционном альянсе, который был создан на собранном в июне в Лондоне совещании 22 консервативных партии из 19 стран Запада. Вице-президент США Дж. Буш прямо заявил, что новый ультраправый блок рассматривается Вашингтоном как "продолжение инициативы рейгановской администрации".
Альянс полечил высокопарное и претенциозное название "международный демократический союз". Ясно, однако, что это новый шаг империализма, направленный на консолидацию наиболее правых сил для борьбы с теми, кто отстаивает дело мира и подлинной демократии. Выступая на совещании, британский премьер-министр М. Тэтчер ясно дала понять, что основной задачей МДС является "борьба с коммунизмом".
Ответы подготовили: А. Труш, А. Сирота, В. Волков, Г. Ариевич.