Примерное время чтения: 6 минут
135

ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. Под прицелом США. Как "исламский фактор" используется против СССР

В ОБШИРНОМ РЕГИОНЕ, протянувшемся от Мавритании на западе до Филиппин на востоке, от Афганистана на севере до Тропической Африки на юге, ислам является государственной религией в 41 стране (по списку стран - участниц организации Исламская конференция). Мусульмане составляют большинство примерно в 80 странах мира, причем в 20 из них (в Индонезии, Пакистане, Турции, Иране, Египте и др.) 90 - 100 проц. населения.

С конца 70-х годов, особенно после того, как в результате революции в Иране к власти пришли мусульманские религиозные деятели, буржуазная пропаганда заговорила об "исламском взрыве", об "исламском возрождении" и т. п.

ИГРА НА РЕЛИГИОЗНЫХ НАСТРОЕНИЯХ

Главным направлением в исследованиях американской политологии оказался поиск путей преодоления противоречий между империализмом и исламскими движениями, а также выявление возможностей использовать эти движения в интересах США. При этом перед американской политикой в числе первостепенных правящие круги поставили задачу сохранения контроля над нефтяными и прочими сырьевыми источниками, предотвращения выхода мусульманских стран из орбиты империализма. Неотъемлемым элементом подавляющего числа работ стал антисоветизм.

В изобретенной Бжезинским концепции о "дуге нестабильности", в которую им включалась основная часть мусульманского мира, "исламский взрыв" как одна из причин нестабильности положения на Ближнем и Среднем Востоке связывался в первую очередь с политикой Советского Союза, а не с внутренним развитием стран этого региона.

"Вмешательство СССР в дела стран (под видом "вмешательства" Бжезинский преподносит рост авторитета СССР в этих странах, расширение сотрудничества с многими из них. - Е. Ю.), где в процессе развития происходит разрушение неустойчивых социальных и политических структур, может вызвать наиболее серьезные проблемы для Соединенных Штатов".

Американская внешнеполитическая пропаганда постаралась "открыть" и раздуть как можно больше "несовместимостей" между исламом и социализмом. Так, постоянно подчеркивается "мусульманская природа" действий афганских контрреволюционеров, и тем самым классовое содержание происходящих в Афганистане событий подменяется религиозным.

Объявляя действия СССР "антиисламскими", американская пропаганда пытается создать идейно-политическую базу для единого фронта соседних мусульманских государств против СССР и ДРА.

Подобная антисоветская тактика игры на националистических и религиозных настроениях отсталой части населения ряда мусульманских стран становится постоянным орудием американской внешней политики. Например, она применялась Вашингтоном в связи с событиями на Африканском Роге. Поддержка Советским Союзом, Кубой, другими социалистическими странами Эфиопии в отпоре агрессии со стороны Сомали использовалась Соединенными Штатами для развертывания кампании, призванной обострить отношения между СССР и араб сними странами.

Особенно активно тезис о том, что между мусульманским миром и Советским Союзом гораздо больше "несовместимостей", чем между мусульманским миром и США, стал разрабатываться в американской политологии с приходом к власти администрации Рейгана.

КАМНИ ПРЕТКНОВЕНИЯ

В исламе существуют и дополняют друг друга по меньшей мере два противоречивых аспекта: консерватизм, сопротивление новым веяниям, общественному прогрессу, идеологии научного коммунизма, с одной стороны, и определенная форма борьбы против чужеземного порабощения, империализма и колониализма во всех их проявлениях - с другой.

Проблемой, где противоречия между США и исламскими странами особенно сильны, является арабо-израильский конфликт. Неизменный курс США на поддержку экспансионистской политики Израиля вызывает широкое возмущение в странах Араб с кого Востока, требующих справедливого урегулирования палестинской проблемы и возвращения Израилем незаконно захваченных у соседних государств территорий, в том числе и Восточного Иерусалима, являющегося одним из традиционных центров ислама. События сентября-октября 1983 г., когда американский контингент из так называемых межнациональных сил принял непосредственное участие в боевых действиях против организации мусульман-шиитов "Амаль" и национально-патриотических сил Ливана, особенно ярко показали, какова цена реверансов Вашингтона в адрес ислама и его приверженцев.

Весьма глубоки противоречия между США и мусульманскими странами по вопросам американского присутствия в районе Персидского залива. Усилия Вашингтона по укреплению своего военного присутствия там не встречают поддержки со стороны ряда стран региона.

Не имела успеха и ставка на "стратегический консенсус" между США, Израилем, Египтом и Саудовской Аравией. По замыслу Вашингтона, сотрудничество между этими государствами на основе антисоветизма должно было обеспечить упрочение американских позиций в регионе.

Играет роль и антиамериканизм нынешнего руководства Ирана, имеющего влияние в мусульманском мире.

В области своей "нефтяной политики" Соединенные Штаты встретили серьезную оппозицию со стороны ОПЕК, где мусульманские страны играют ведущую роль и стремятся использовать "нефтяное оружие" для достижения своих собственных целей, в том числе и продиктованных религиозными соображениями.

АМЕРИКАНО-ЛИВИЙСКАЯ КОНФРОНТАЦИЯ

Постоянную тревогу в Вашингтоне вызывают леворадикальные тенденции в исламе, ярким носителем которых выступает Ливия. Наложение социалистических и антиимпериалистических лозунгов и принципов на основные установки корана, каким бы неестественным на первый взгляд это ни казалось, несет в себе мощный политический и психологический заряд, направленный против империалистических интересов.

США стремятся изолировать Ливию и не допустить упрочения ее международных позиций. На это и была направлена провокация в заливе Сидр, совершенная в момент подписания Ливией трехстороннего соглашения о дружбе и сотрудничестве с НДРИ и Эфиопией, а также проводившиеся в начале 1983 г. вблизи ливийского побережья маневры американских ВМС, сопровождавшиеся вторжением самолетов в воздушное пространство Ливии и новыми угрозами агрессии против нее. В провокационных целях используются и события в Чаде. Вашингтон явно опасается влияния Ливии, проводящей антиимпериалистический курс в мусульманском, особенно арабском, мире. Он всячески стремится ослабить это влияние, пытаясь заставить исламские консервативные режимы поддержать американскую сторону в американо-ливийской конфронтации. Однако, как указывал осведомленный лондонский еженедельник "Миддл ист интернэшил", реакция этих режимов, например, на инцидент в заливе Сидр "была удивительно враждебной по отношению к США". Оказались безуспешны попытки США спровоцировать Египет, Судан и другие мусульманские страны на выступления с обвинениями против Ливии в ходе обсуждения американо-ливийского кризиса в ООН в 1983 г.

***

Таким образом, характерной чертой сегодняшнего подхода Вашингтона к исламским режимам и движениям стала четкая дифференциация этих сил по их конкретной политической ориентации, и прежде всего по их отношению к Советскому Союзу, по тому, насколько активную и выгодную для США роль они играют с учетом антисоветского, антисоциалистического курса нынешней администрации. Его отличает также поиск общих позиций с консервативной частью мусульманского Востока и попытки формирования на этой основе фактического союза с нею.

***

Тем, кто интересуется более широким освещением политики Соединенных Штатов в отношении исламских государств Бостона, рекомендуем обратиться к статье "Исламский фактор" во внешней политике Вашингтона", опубликованной в журнале "США: экономика, политика, идеология". 1983, N 8.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно