ПРОВЕДЕННОЕ недавно во Франции специальное исследование выявило, что 20 проц. всех трудящихся получают минимальную заработную плату. Этот минимальный заработок немногим больше пособия по безработице: в 1983 г. он составил 4000 франков, тогда как пособие безработным равняется 3000 франков.
Не так мало, скажете вы. Давайте разберемся.
Французская печать свидетельствует, что только квартирная плата составляет 40 проц. и более от дохода семьи, причем ежегодно стоимость 1 м"sup"2"/sup" площади увеличивается в среднем на 10 - 15 процентов. Так что приходится работнику из своих трудовых 4000 франков вносить за квартиру 1500 франков и более.
Сколько - более? Зависит от района. Так, двухкомнатная квартира в центре Парижа обходится в 3000 франков. К этой сумме надо приплюсовать плату за коммунальные услуги (газ, электричество, телефон). Это еще приблизительно от 600 до 1500 франков.
В результате несложных подсчетов становится ясным, что у рабочего останется от заработка около 1600 франков (до выплаты подоходного налога). На эти деньги он должен в течение месяца содержать себя и свою семью.
Судите сами, как это сложно, если 1 кг мяса стоит 50 франков (примерно 5 рублей ). Обед в самом заурядном кафе - 35 франков (около 3 руб. 50 коп.), билет в кино - 10 франков (примерно 1 руб.), 1 стакан газированной воды - 4 франка (40 коп.).
Разорительны для трудящегося и поездки в общественном транспорте: один только билет в метро стоит 7 - 8 франков (70 - 80 коп.), а за пересадку на другую линию метрополитена надо доплачивать отдельно. За месяц человек, пользующийся метро, чтобы добраться до работы, "проедет" 320 франков.
ТРИ УРОВНЯ НИЩЕТЫ
Очевидно, большинство рабочих и служащих, получающих минимальную зарплату, в целях экономии вынуждено отказываться от приличных квартир с коммунальными услугами и селиться на окраинах, где квартирная плата ниже. И все же возникает вопрос: если цены во Франции так непомерно высоки (за последний год они увеличились примерно на 10 проц.), а уровень минимальной зарплаты приближается к пособию по безработице, каким же образом самым низкооплачиваемым трудящимся удается сводить концы с концами?
Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуемся исследованиями, проведенными учеными парижского Центра по изучению доходов и стоимостей.
В отчете Центра сказано, что семьи трудящихся, оказавшиеся под наблюдением, могут быть отнесены к трем основным "категориям" (точнее будет сказать, к трем уровням нищеты).
"Наверху" оказались рабочие, заработная плата которых несколько превышает 4000 франков. Они кое-как сводят концы с концами, время от времени могут "сходить в кафе", но не в силах противостоять "ударам судьбы" - безработице или болезни.
Уровень жизни другой "категории" (месячный заработок - 4000 франков) еще более низкий.
Наконец, есть еще те, у кого зарплата ниже 4000 франков. Эти последние вынуждены жить в квартирах, лишенных элементарных удобств. Впрочем, жить в квартире, пусть даже не отвечающей современным требованиям, куда лучше, чем ночевать на улице, что вынуждены делать около 2000 бездомных парижан.
ЗАМКНУТЫЙ КРУГ
Даже факты, взятые из официальных французских исследований, опровергают пропагандистские мифы о "равных правах" в "свободном мире" на Западе. По статистическим данным, каждый пятый трудящийся зарабатывает около 4000 франков, каждый второй - чуть больше 5000 франков в месяц, а 2 млн. безработных вынуждены довольствоваться скромным пособием".
И в это же время 110 тыс. семей "счастливчиков" сосредоточили в своих руках состояние, равное 1500 млрд. франков, что составляет полтора бюджета нации и 60 проц. национального богатства!
Если рассматривать сложившуюся ситуацию сугубо с экономической точки зрения, то выяснится, что она способствует развитию кризиса национальной французской экономики. Ведь нищенские зарплаты и невысокая занятость населения означают снижение его покупательной способности: это, в свою очередь, ведет к сужению внутреннего рынка и сокращению производства. В результате сокращения производства падает занятость населения и, значит, растет безработица. Круг замыкается.
"Для того чтобы "развить мускулатуру" национальной экономики, нужны деньги и деньги; у нас их нет", - уверяют французские бизнесмены. Их мнимая "нищета" объясняется очень просто: руководствуясь принципом личной выгоды, "патроны" помещают свои капиталы в иностранные, в частности американские, предприятия (за 1981 и 1982 гг. в США, как свидетельствует газета "Юманите", "отправилось" 75 млрд. франков капиталовложений). Помимо того, что французский патронат - объединение предпринимателей, представляющих интересы крупного капитала, - отказывается делать инвестиции в промышленность, он еще и саботирует политику нынешнего правительства в области занятости, тем самым способствуя возникновению реальных экономических трудностей.
Со своей стороны правительство предпринимает некоторые попытки улучшить положение трудящихся, но в то же время Миттеран расходует миллиарды франков на военные нужды, в том числе на укрепление ядерного арсенала Франции и создание так называемых "сил быстрых действий" (по сравнению с 1982 г. военный бюджет Франции увеличился на 7,65 проц. и составил 171022 млрд. франков).
Таким образом, не так уж трудно понять, почему не хватает средств на развитие национальной экономики и расширение социальных программ.