Примерное время чтения: 9 минут
512

МИР СОЦИАЛИЗМА. Рынок стран СЭВ: ПРЕИМУЩЕСТВА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

В. РАЧКОВ, кандидат экономических наук

В НАЧАЛЕ 80-х годов в связи с затянувшимся в мире капитала экономическим кризисом внешнеторговые цены на мировом рынке обнаружили понижательную тенденцию. В марте 1983 г., например, Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), членами которой являются тринадцать развивающихся нефтедобывающих государств, была вынуждена официально понизить экспортные цены на свое "черное золото" сразу на 15 процентов. В результате доходы этих государств и других экспортеров нефти в мире капитала сразу упадут примерно на 40 - 45 млрд. долл. в год, тогда как выигрыш на такую же сумму достанется импортерам. Сумма же немалая: она сопоставима с совокупным валовым национальным продуктом Алжира и Ирака.

А ровно десять лет назад все на мировом нефтяном рынке обстояло наоборот: в конце 1973 г. экспортные цены на нефть резко подскочили - сразу в 4 раза. Доходы стран ОПЕК и других экспортеров нефти уже в 1974 г. по сравнению с 1973 г. выросли более чем на 100 млрд. долларов. Соответственно увеличились расходы импортеров. Проигрыш последних в ту пору можно было измерить, например, валовым национальным продуктом Испании и Норвегии вместе взятых.

Быстрые непредвиденные "перемещения" таких богатств от экспортеров к импортерам и обратно болезненно сказываются на экономике многих стран, усугубляют старые и порождают новые кризисные процессы в капиталистическом хозяйстве.

Именно после "революции цен на нефть" в конце 1973 г. вспыхнул небывалый прежде энергетический кризис, нанесший огромный ущерб десяткам стран мира.

Явления такого рода абсолютно чужды внешнеэкономическим отношениям между странами-членами Совета Экономической Взаимопомощи. Экспортные и импортные цены в торговле между братскими странами социализма изменяются постепенно, без резких взлетов и падений, что соответствует плановым принципам ведения народного хозяйства. За счет чего это достигается?

КАК ФОРМИРУЮТСЯ ЦЕНЫ СЭВ

На мировом капиталистическом рынке обращается основная масса внешнеторговых товаров, и, следовательно, именно там складываются основные стоимостные пропорции, выражающиеся в конечном счете в экспортных и импортных ценах. Под влиянием роста или снижения издержек производства, воздействия стихийных рыночных сил и политических событий цены могут колебаться вверх и вниз, отрываться от реальной общественной стоимости товаров, но в целом на протяжении ряда лет или десятилетий в среднем они отражают довольно точно и стоимость и объективные, экономически обусловленные тенденции ценообразования. Этого не могли не учитывать участники СЭВ, когда треть века назад вырабатывали основные принципы формирования цен в торговле между собой. Тогда-то они и позаботились о том, чтобы молодой социалистический рынок, ориентируясь на долгосрочные объективные тенденции ценообразования мирового рынка, был надежно защищен от стихийных всплесков его конъюнктуры и резких структурных сдвигов.

Защита была обеспечена тем, что с самого начала участники СЭВ единодушно решили использовать в расчетах между собой не текущие цены мирового рынка, а цены, рассчитанные как средние от даровых за предыдущие пять лет. Такое усреднение сразу избавляло хозяйственную зону стран СЭВ от болезненного воздействия резких и частых колебаний мировых цен. Колебания стали как бы "гаситься" путем их "растворения" в ценах за другие годы, а долговременные тенденции, наблюдаемые в течение ряда лет, в любом случае получали отражение в среднепятилетних ценах. Такой метод ценообразования позволил странам СЭВ заблаговременно принимать меры к перестройке той или иной отрасли народного хозяйства с учетом объективных длительных тенденций.

Более чем за треть века деятельности СЭВ конкретный порядок установления внешнеторговых цен постоянно совершенствовался. В частности, когда колебания мировых цен при всей своей обычной непредсказуемости были вплоть до начала 70-х годов относительно небольшими, цены в торговле между странами СЭВ устанавливались как неизменные на весь срок каждой очередной пятилетки. Но в семидесятых годах мировая хозяйственная конъюнктура стала испытывать на себе небывало резкие и глубокие колебания, в том числе вызванные крутым ростом издержек производства полезных ископаемых на новых месторождениях, невиданной прежде инфляцией и другими факторами. Взаимные интересы стран СЭВ потребовали придать своим внешнеторговым ценам больше гибкости, сделать их более восприимчивыми к длительным структурным сдвигам в мировой экономике. В результате с середины прошлого десятилетия наши страны отказались от цен, не меняющихся в течение пяти лет, и по взаимному согласию стали в большинстве своем использовать в расчетах между собой цены, исчисляемые только на один год, но на базе мировых цен за предыдущие пять лет.

Работа над совершенствованием ценообразования в СЭВ продолжается. Однако какие бы изменения ни вносились, все они принимаются коллективно, направлены на максимально возможное соблюдение интересов каждой страны и всего содружества в целом, на обеспечение безусловной взаимной выгоды всех участников содружества.

Если конкретней говорить о последнем десятилетии, ознаменованном беспримерным в истории взлетом мировых цен на все виды продукции, а затем падением цен на ряд товаров, то преимущества используемой сейчас в СЭВ системы ценообразования выглядят особенно убедительно.

Вот конкретные примеры, которые можно найти в ежемесячных статистических сборниках Организации Объединенных Наций "Мансли буллетин оф статистикс". Сборники показывают, что уже в 1974 г., то есть на следующий год после начала энергетического кризиса на Западе, расходы несоциалистических стран на импорт энергоносителей подскочили по сравнению с 1973 г. сразу почти в три раза - с 59 до 163 млрд. долл., а доля этих расходов в общем импорте несоциалистического мира возросла почти в два раза - с 11 до 21 процента. У стран же СЭВ, точнее, у европейских стран СЭВ, по которым ООН приводит данные, импортный счет за топливо, ввозимое из других стран СЭВ, увеличился за тот же период незначительно-с 2,4 до 2,7 млрд. долл., что составляло менее 5 проц. их общего импорта. Причем даже этот незначительный рост объяснялся количественным увеличением топливного импорта, скачок мировых цен стал сказываться позже и не сразу, а постепенно - через усреднение новой цены с более низкими ценами предыдущих лет.

В 1979 - 1980 гг. на мировом рынке произошел новый, примерно двукратный взлет цен на нефть. В результате импортный счет за топливо у несоциалистических стран снова почти удвоился и в 1980 г. достиг 430 млрд. долл., или 24 проц. общей стоимости импорта. У стран же СЭВ счет за энергоносители из братских государств хотя и увеличился, но лишь на одну пятую. Если бы он возрос в той же степени, как и на капиталистическом рынке, то достиг бы в 1980 г. почти 30 млрд. долларов. В действительности же он составил 14,7 млрд. долл., или 10 проц. стоимости их общего импорта.

У несоциалистических стран импортные счета за топливо подскакивали резко при почти неизменном количестве ежегодно ввозимого топлива, и даже при заметном снижении ввоза нефти, с 1973 года. Импортные же счета стран СЭВ за топливо из братских стран росли намного медленнее, чем топливные счета капиталистических государств, хотя количество ввозимого топлива существенно возросло. Так, уже три года спустя после начала энергетического кризиса на Западе, а именно в 1976 г., страны СЭВ, например, покупали у Советского Союза нефти и нефтепродуктов на 20 проц. больше, природного газа - в три раза больше, чем в 1973 г. А в целом за вторую половину семидесятых годов они купили советского топлива на 40 проц. больше, чем за предыдущее пятилетие.

В течение последних десяти лет на мировом рынке была повышательной тенденция цен не только топлива, но и многих сырьевых товаров. На социалистическом же рынке внешнеторговые цены всех топливно-сырьевых товаров повышались медленнее и поэтому из года в год оставались ниже мировых. В частности, дешевле, чем на мировом капиталистическом рынке, продавалась среди стран СЭВ болгарская каустическая и кальцинированная сода, венгерские бокситы, польский уголь, румынские нефтепродукты и хлорная известь, чехословацкие руды и металлы.

С УЧЕТОМ ОБЪЕКТИВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ

Если подходить к проблеме ценообразования поверхностно, то при сравнении цен мирового капиталистического и социалистического рынков может возникнуть впечатление, будто в торговле между странами СЭВ какие-то из них "переплачивают", а другие "недоплачивают" за один и тот же товар. Так, при более высоких мировых ценах на нефть и уголь складывалось впечатление, будто, поставляя эти виды топлива странам СЭВ по более низким ценам. Советский Союз и Польша как экспортеры топлива "недополучили" со своих партнеров, а они за него "недоплачивали". Теперь, когда на мировом рынке цены нефти и угля понизились, а на социалистическом рынке такое снижение отразится лишь на следующий год в новой средне-пятилетней цене, может показаться, будто страны СЭВ - покупатели советской нефти и польского угля сейчас "переплачивают" за топливо по сравнению с ценами мирового рынка.

Это поверхностное впечатление о ценообразовании в СЭВ постоянно используется недругами социализма для клеветы на внешнеэкономические отношения стран нашего содружества. В частности, поскольку снижение мировых цен нефти не распространится немедленно на советскую нефть, покупаемую странами СЭВ, буржуазная пропаганда начинает муссировать домысел, будто СССР "обирает" своих партнеров.

Но это не более как домысел. Ведь в долгосрочном плане коммерческие интересы социалистических внешнеторговых партнеров, связанные не только с топливом, но и с другими товарами, выравниваются на базе учета объективно обусловленных структурных сдвигов в мировой экономике.

Как бы ни изощрялись враги социализма, существующая в СЭВ система ценообразования стабильно гарантирует взаимные интересы всех участников, надежно защищает их народное хозяйство от стихийных взлетов и провалов цен на капиталистическом рынке, является одним из важных условий поступательного развития экономики братских стран.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно