Примерное время чтения: 5 минут
276

НОРМА НАШЕЙ ЖИЗНИ. Духовные потребности советской молодежи

МОРАЛЬНОЕ преимущество социалистического строя состоит в том, что он дает человеку понимание подлинных ценностей, не зависящих от стоимости принадлежащих ему вещей, от степени его материального богатства. Общественный престиж, признание каждого определяются степенью участия в труде, реальным вкладом в дела общества. Безусловно, материальный достаток у нас не рассматривается как помеха духовному расцвету личности, но при этом подавляющему большинству советских людей чужды потребительские, мещанские идеалы "буржуазного рая".

ТРУД - ВСЕМУ ГОЛОВА

История нашего общества свидетельствует о том, что потребность молодежи в самовыражении и самоутверждении находит наиболее полное удовлетворение в созидательном труде.

По данным советских социологов, 58 проц. молодых рабочих, например, глубоко убеждены, что труд - главное в жизни, 39 - поддерживают это мнение и только 3 проц. не согласны с ним.

Творческое отношение к труду характерно для подавляющего большинства наших молодых людей. Молодые рабочие, специалисты, изобретатели, рационализаторы вырабатывают и внедряют в производство многие новшества. Из 8,3 млн. членов ВОИР 2,5 млн. - молодежь в возрасте до 30 лет, 3 млн. юношей и девушек состоят членами научно-технических обществ. В научно-техническое творчество вовлечено 45 проц. молодежи, работающей в промышленности, 37,3 - на транспорте, 32,5 - в строительстве, 29,6 - в сфере обслуживания, 18,6 - в сельском хозяйстве. В настоящее время во Всесоюзном смотре научно-технического творчества молодежи участвуют свыше 20 млн. человек. Что побуждает к этому молодежь?

71 проц. опрошенных студентов, например, объясняют свою активность желанием приносить пользу обществу, 16,5 - считают новаторскую деятельность полезным увлечением, для 35 - она является внутренней потребностью и лишь для 1,3 проц. - возможностью получить материальное вознаграждение.

(Подробнее об отношении молодежи к труду можно прочесть в "АиФ" NN 10, 18, 21, 30, 40 за 1983 г.)

Надо сказать, что социалистическое общество пока не в состоянии удовлетворить потребности каждого молодого человека в исключительно творческой работе. Значительна еще доля ручного, монотонного труда. Однако по мере продвижения по пути совершенствования социализма неизбежно увеличивается творческий, интеллектуальный и эстетический потенциал труда. Следовательно, возможности для удовлетворения потребностей молодых людей в том или ином конкретном виде труда постоянно возрастают.

ТЯГА К ЗНАНИЯМ

Наиболее ярко она выражается в непрерывном повышении образовательного уровня. По оценкам исследователей, примерно 60 проц. молодых рабочих постоянно стремятся к этому. Причины тяги к образованию - все более тесное соединение науки с производством, интеллектуализация труда, участие в общественной работе и т. д.

На учебу отводится все более продолжительное время: у шахтеров, например, оно составляет 5 - 10 часов в неделю. Для сравнения: молодые мужчины США отводят учебе 3,5, а женщины - 0,7 часа в неделю.

По мнению молодых людей, образование помогает им овладеть профессией, повысить квалификацию, продвинуться по службе, получить более интересную и содержательную работу, а кроме того, повышает общественный престиж.

Возможности и условия для удовлетворения познавательной потребности велики: бесплатное дневное, вечернее и заочное образование, разнообразные курсы, лектории и пр.

К сожалению, не каждый молодой человек в полной мере использует эти возможности. Определенная часть молодежи равнодушна к повышению своего образовательного уровня.

Ленинградские социологи регулярно в течение десятилетия обращались к молодым рабочим, не окончившим средней школы, с вопросом: "Если вы не учитесь, укажите причину этого". Около 40 проц. опрошенных назвали трудности совмещения работы с учебой; 22,6 - семейно-бытовые причины; 18 - неблагоприятные производственные условия; 14 - сказали, что их жизненные планы и перспективы не связаны с учебой; 5,7 проц. объясняют свою позицию влиянием ближайшего окружения.

Отсюда следует, что дальнейшее повышение знаний у всей молодежи связано с улучшением условий труда, быта, с совершенствованием системы стимулирования учебы. Это как раз является сейчас предметом постоянной заботы всех звеньев управления и воспитания.

Нельзя представить советского молодого человека без чтения газет, журналов, просмотра и прослушивания теле- и радиопередач, а также политинформаций, лекций. Например, 94,1 проц. молодых рабочих имеют устойчивый интерес к политическим знаниям.

По данным специалистов, более 2/3 молодых людей регулярно посещают библиотеки, около 93 проц. имеют дома художественную и политическую литературу, при этом у 1/3 из них личные библиотеки насчитывают более 100 томов. В среднем молодежь прочитывает 23 - 24 книги в год. Посещение выставок, музеев, театров, просмотр кинофильмов - все это дает возможности для удовлетворения эстетических потребностей молодых людей. Установлено, что на это наша молодежь отводит 56 - 59 проц. своих свободных часов.

Вот коротко то, что можно сказать о высоких потребностях советской молодежи.

НРАВСТВЕННЫМ ИЗЪЯНАМ - БОЙ

Однако нельзя не отметить, что среди наших молодых людей еще есть такие, кто не желает учиться, не читает серьезных книг, не занимается общественной работой и т. д. Эта часть молодежи, как правило, с относительно более низким образованием, менее развитыми культурными потребностями. Это те, кто охотно предается полному безделью, кто больше ценит материальное благополучие, чем знания, эрудицию, душевные качества. Именно у этой части молодых больше таких нравственных изъянов, как эгоизм, стяжательство, индивидуализм.

Моральная и духовная пассивность некоторой части молодежи объясняется неразвитой потребностью в получении образования, в трудовой деятельности, отсутствием навыков и опыта в выполнении общественных поручений, а порой четкого социального контроля и стимулирования на уровне коллективов и общественных организаций.

Видя эти пороки, бытующие в сознании некоторой части молодых людей, государство принимает меры для возвышения потребностей молодежи, повышения материального благосостояния, расширения фондов общественного потребления, по росту выпуска потребительских товаров, особенно тех, которые пользуются спросом у молодежи, а кроме того, ведется работа по дальнейшему улучшению профориентации, трудоустройству и закреплению на производстве, улучшению бытовых условий, развитию коллективных форм отдыха и, конечно, усилению идейно-воспитательной работы.

Н. ЧАЛОВ, кандидат философских наук

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно