Не слишком ли мягки наши законы, в частности об уголовном наказании? - пишет тов. И. Федоров из г. Ессентуки.
Этот же вопрос волнует и других наших читателей, считающих, что с усилением наказания повысится эффективность борьбы с преступностью.
Прокомментировать эту проблему мы попросили доктора юридических наук, профессора Ю. М. ТКАЧЕВСКОГО.
- Сетующим на мягкость уголовно-правовых наказании с полной ответственностью могу сказать, что лишение свободы - достаточно тяжелый вид наказания, сопряженный со значительными неблагоприятными последствиями. Но при этом в основу основ воспитания и исправления осужденных положено уважительное отношение к их человеческому достоинству.
Содержание уголовного наказания в советском праве определилось с учетом исторического опыта борьбы с преступностью. Его объем ограничивается минимумом, необходимым для достижения целей, стоящих перед уголовным наказанием. А целью его является не только кара за совершенное преступление, но и исправление и перевоспитание осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения в правилам социалистического общежития, а также предупреждение совершения новых преступлений как осужденным, так к иными лицами.
ДОВОЛЬНО распространена точка зрения, что самым радикальным путем борьбы с преступностью является ужесточение уголовного наказания. Данная точка зрения ошибочна. Прежде всего логика подсказывает, что если бы дело обстояло именно так, как полагают сторонники ужесточения репрессий, то проблему борьбы с преступностью можно было бы решить весьма быстро и просто. Ведь усилить карательное содержание наказаний нетрудно. Однако, как подчеркивал К. Маркс, "история и такая наука как статистика с исчерпывающей очевидностью доказывают, что со времени Каина мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием. Как раз наоборот!"
В основу борьбы с преступностью в нашей стране положен комплекс социально-экономических и идеологических мер. Неуклонно повышается уровень жизни советских людей, им предоставлены широкие возможности для общего и профессионального образования, культурного и нравственного развития. Идет работа, направленная на предупреждение преступности, а которой существенную роль играет и наказание. Но предупредительное значение наказания, как отмечал В. И. Ленин, "обусловливается вовсе не его жестокостью, а его неотвратимостью".
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЯЖЕСТИ ВИНЫ
Главный принцип советского правосудия - индивидуализация и дифференциация наказания. Этому служит, в частности, широкий перечень наказаний, предусмотренный ст. 21 УК РСФСР. Это лишение свободы, ссылка, высылка, исправительные работы без лишения свободы, направление в воспитательно-трудовой профилакторий и др.
Такая разновидность мер ответственности позволяет гибко и дифференцированно применять закон, учитывать вид и тяжесть совершенного преступления, личность виновного и все обстоятельства дела, чтобы степень тяжести вины максимально соответствовала степени тяжести наказания.
В виде исключительной меры ответственности возможно применение смертной казни за тягчайшие преступления (ст. 23 УК РСФСР). Эта мера ввиду экстраординарности вынесена в отдельную статью.
Проанализируем вкратце проблему лишения свободы - наиболее тяжелого вида наказания. В нашей стране срок лишения свободы не превышает, как правило, 10 лет. Лицам, осужденным за особо тяжкие преступления, за преступления, повлекшие за собой наиболее тяжелые последствия, а также особо опасным рецидивистам в случаях, предусмотренных законом, это наказание может быть назначено на более продолжительный срок, но не свыше 15 лет. Максимум срока лишения свободы для несовершеннолетних - 10 лет.
Тяжесть наказания по нашему законодательству определяется не только длительностью лишения свободы, но и видом того или иного исправительно- трудового учреждения, в котором наказание отбывается. Так, например, существуют исправительно-трудовые колонии-поселения для лиц, совершивших преступления по неосторожности, есть колонии-поселения для тех, кого переводят в порядке поощрения из более строгого типа колоний. По степени тяжести наказания различаются исправительно-трудовые колонии общего, усиленного, строгого и особого режима, тюрьмы. Это также создает условия для дифференциации и индивидуализации наказания.
ДЛЯ СРАВНЕНИЯ. В буржуазных странах в основном предусмотрено два уголовных наказания - лишение свободы и штраф. Это, безусловно, упрощает дело, но не может служить нахождению точного соответствия вины и наказания, не предполагает индивидуального подхода и воспитательной направленности наказания.
К тому же в решении вопросов о мере наказания сказывается социальное неравенство. Богатый преступник, способный уплатить практически любой штраф, по сути дела, освобождается от ответственности, а к лишению свободы приговаривают чаще всего неимущих, большинство среди которых негры, "цветные". Нередко среди осужденных оказываются и те, единственная вина которых заключается в активной борьбе за мир, против гонки вооружений, за права трудового человека.
Другое отличие. Лишение свободы, как правило, может быть назначено на гораздо более продолжительные сроки, чем у нас, и сопровождается оно тяжелыми условиями. Так, в США, в штате Техас, возможно лишение свободы на срок, свыше 100 лет. В Англии, ФРГ, Франции и ряде других буржуазных стран предусмотрено и пожизненное лишение свободы.
В 1909 г. гражданин США Роберт Страуд был заключен в тюрьму, в которой он провел, вплоть до своей смерти, 55 лет, из них 48 - в одиночной камере. Это своеобразный "рекорд" буржуазного "правосудия". В большинстве штатов США предусмотрено назначение неопределенного приговора к лишению свободы. Конкретный срок отбывания этого наказания определяется тюремной администрацией.
Однако ни суровые репрессивные меры борьбы с преступностью, имеющие целью лишь наказать преступника, но не перевоспитать, ни длительность заключения не могут избавить капиталистическое общество от роста преступности. За период с 1967 по 1976 г. преступность в США возросла на 91,5 процента. При этом необходимо учесть, что раскрывается там лишь примерно 21 проц. от общего числа преступлений. Темпы роста преступности более чем в 10 раз превышают темпы роста населения в этой стране. Во Франции, по официальным данным, число всех преступлений увеличилось за прошлый год на 26, а краж со взломом - на 58 процентов.
ЗАКОН В РАЗВИТИИ
В последние годы в развитии нашего законодательства нашли отражение две главные тенденции. Первая - это сохранение или даже ужесточение наказаний за совершение наиболее тяжких преступлений, а также в отношении злостных преступников. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1982 г. запрещено применение условно-досрочного освобождения от наказания к определенному кругу рецидивистов.
И другая тенденция - усиление воспитательного значения ответственности за преступления, не представляющие общественной опасности. Так, в 1977 г. была введена отсрочка исполнения приговора несовершеннолетним за неопасные преступления, в течение которой за подростками устанавливается жесткий правовой и общественный контроль. Жизнь подтвердила правомерность этой практики, и в 1982 г. она была распространена и на взрослых.
Судебная практика неуклонно следует этим тенденциям. Суды СССР учитывают требования закона о строго индивидуальном подходе при определении наказания с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и обстоятельств дела, смягчающих и отягчающих ответственность. Назначая лицам, виновным в совершении тяжких преступлений, а также особо опасным рецидивистам строгие меры наказания, суды вместе с тем шире применяют меры наказания, не связанные с лишением свободы, к лицам, совершившим менее опасные преступления.
Такова в самых общих чертах уголовно-правовая политика в нашей стране. Она базируется на том, что' принуждение является крайним средством. В. И. Ленин указал; "Прежде всего мы должны убедить, а потом принудить. Мы должны во что бы то ни стало сначала убедить, а потом принудить".
Наша уголовно-правовая политика себя оправдывает. С 1922 г. население СССР увеличилось на 120 млн. человек, а преступность сократилась в несколько раз.
Неуклонное снижение преступности отмечается и в братских социалистических странах. Так, за период с 1948 по 1976 г. преступность на территории ГДР снизилась на 73,5 процента.
Это, конечно, не означает, что деятельность правоохранительных органов не должна совершенствоваться. Партия требует улучшить их работу, усилить роль общественности, трудовых коллективов. Все это предопределяет нашу дальнейшую правовую политику, направленную на строгую индивидуализацию наказания с применением мер ответственности в зависимости от тяжести вины и личности виновного.