Налоги в СССР
Ю. Привалов из Свердловской области, А. Мусиенко из Шахтерска, А. Трунова из Новополоцка, А. Полунченко из Дубны и другие просят рассказать о налоговой системе в СССР, сопоставить ее с такими же системами в западных странах. Сегодня с публикацией по этой теме выступает старший научный сотрудник Центрального экономико-математического института АН СССР В. ТКАЧ.
Налоги в нашей стране представляют собой один из методов мобилизации средств для финансирования коммунистического строительств в интересах всего общества. С населения они взимаются в незначительных (по сравнению с доходами трудящихся) размерах, а их удельный вес в государственном бюджете уже многие годы не превышает 8 - 10 процентов. В то же время налоги играют важную роль в выравнивании доходов советских граждан, поскольку налогообложение носит прогрессивный характер: с больших доходов - большие сборы.
В 1982 г. налоги, сборы и платежи в расходах семьи промышленного рабочего составили в среднем 8,7 проц, а колхозника - 1,5 процента. В 1983 г. из 324,4 млрд. руб. утвержденных доходов госбюджета поступления от населения были запланированы в сумме 29,2 млрд. руб. (9 проц.). Остальная часть бюджета формировалась за счет средств социалистического сектора экономики.
ВИДЫ НАЛОГОВ
Налоги в СССР подразделяются на государственные и местные.
К первым относятся налоги - подоходный, сельскохозяйственный, а также налог на холостяков, одиноких и малосемейных. Ко вторым - налоги с владельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств, государственная пошлина за услуги некоторых учреждений (например, суда, загса, арбитража).
Кроме того, в ряде республик взимается курортный сбор, а среди сельского населения для целей местного благоустройства применяется так называемое самообложение (оно не должно превышать 4 руб. с колхозного двора).
Основным налогом, которым облагаются рабочие и служащие, в том числе работники совхозов, является подоходный.
Колхозное крестьянство платит сельскохозяйственный налог.
ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Все виды доходов, я зависимости от характера их источника, подразделяются у нас в стране на несколько групп, для каждой из которых установлена своя шкала налоговых ставок. В частности, доходы работников, занятых в социалистическом секторе экономики, облагаются по пониженным ставкам по сравнению с доходами от индивидуальной деятельности (частной практики или кустарно-ремесленных промыслов).
Рабочие, служащие, учащиеся, получающие заработную плату (по месту основной работы) или стипендию до 70 руб. в месяц, вообще освобождаются от уплаты подоходного налога.
Заработки от 70 до 100 руб. в месяц облагаются по ставкам, изменяющимся от 0,25 до 8,2 процента. При более высокой заработной плате с каждого рубля взимается 13 процентов.
Расчет налогов с дополнительных заработков (работа по совместительству и т. п.) производится без учета необлагаемого минимума, о котором говорилось выше. На такой же основе построено налогообложение штатных сотрудников издательств и редакций за статьи и другие литературные работы, выполняемые без заключения особых договоров.
Заработки граждан, занимающихся частной практикой, кустарно-ремесленными промыслами, звероводством, а также доходы от личной собственности облагаются подоходным налогом по повышенным ставкам, достигающим 65 - 81 процента.
Предельные ставки применяются только к тем, кто стремится извлечь чрезмерные доходы. Если же, например, доходы от кустарно-ремесленной деятельности составляют до 840 руб. и от сдачи внаем помещений не превышают 300 руб. в год, подоходный налог не начисляется.
Так называемый налог на холостяков взыскивается с не имеющих детей: мужчин в возрасте от 20 до 50 лет и женщин, состоящих в браке, в возрасте от 20 до 45 лет. Одинокие женщины от уплаты этого налога освобождены. При заработке 100 руб. в месяц и выше налог на холостяков начисляется в размере 6 процентов. При меньшем заработке (превышающем 70 руб.) налог уплачивается по пониженным ставкам.
Величина сельскохозяйственного налога (им, как уже говорилось, облагается сельское население) определяется размерами приусадебного участка за исключением площади под домом. При этом принимаются во внимание качество почвы и климатические условия, но не учитываются характер и степень использования земли. В среднем по РСФСР ставки сельскохозяйственного налога равны 0,85 руб. с сотки; по Грузии - 1,3; по Таджикистану - 2,2 рубля.
Городские жители, имеющие в личном пользовании земельные участки и дома, платят налог со строений (1 проц. стоимости) и земельный налог (от 0,4 до 1,8 коп. за каждый квадратный метр в зависимости от типа поселений).
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ
В СССР более одной трети граждан полностью или частично освобождены от уплаты налогов.
Система действующих льгот основывается в первую очередь на стремлении выровнять условия жизни разных категорий грудящихся. Учитывается также необходимость помочь наименее обеспеченным семьям, поощрить безупречный труд заслуженных людей и т. д.
Широкая система льгот распространяется на престарелых и инвалидов. Полностью от уплаты подоходного налога по всем видам заработка освобождаются, в частности, инвалиды Великой Отечественной войны. А для участников войны подоходный налог сокращается наполовину. Не платят его инвалиды по зрению. На 30 проц. сокращается он и для работников, имеющих 4-х и более иждивенцев.
От уплаты сельскохозяйственного налога освобождаются хозяйства пенсионеров и инвалидов. Не облагаются им семьи, где имеются военнослужащие срочной службы.
Члены садово-огородных кооперативов и владельцы индивидуальных садов и огородов полностью освобождены от земельного налога и налога со строений.
В некоторых случаях налоговые льготы связаны с особыми обстоятельствами. Например, так называемый налог на холостяков не распространяется на учащихся средних и высших учебных заведений до достижения ими 25-летнего возраста. От уплаты государственной пошлины освобождаются граждане, обратившиеся с исковыми заявлениями в суд по вопросам, связанным с трудовой деятельностью.
Кроме широкой системы льгот, важной особенностью, присущей советским налогам, является их возвратный с финансовой точки зрения характер. Ведь аккумулированные при помощи налогов средства, как и все экономические ресурсы Советского государства, используются в первую очередь для все более полного удовлетворения растущих материальных и культурных потребностей нашего народа. На эти цели в 1983 г. было выделено 76,3 проц. национального дохода (сравните - поступления в госбюджет от населения составляли по плану всего 9 процентов). В этом - одно из преимуществ социалистической системы хозяйства по сравнению с капиталистической.
...и налоги на Западе
Налоги с трудящихся лежат в основе бюджета современного буржуазного государства. Так, например, в бюджете ФРГ налоговые поступления составляли в последние годы примерно 80, в США - более 90 процентов. Финансовые ресурсы государства в условиях капитализма восполняются в основном за счет подоходного налога. В США и Великобритании он на 2/3 состоит из платежей рабочих, служащих и фермеров.
Подоходные налоги в капиталистических странах непрерывно растут. К примеру, в течение трех последних десятилетий удельный вес в доходах бюджета ФРГ увеличился более чем в 3 раза. При этом темпы роста налогов на заработанную плату в Западной Германии более чем в 2 раза превышали темпы ее увеличения.
В доходах средней американской семьи доля подоходного налога и отчислений на социальное страхование составляет сейчас свыше 20 проц. (в 1970 г. - 15 процентов). Кроме того, надо учитывать, что из каждых 3,5 долл., затрачиваемых населением США на приобретение товаров и услуг, один доллар - косвенные налоги, которые не зависят от уровня получаемых доходов.
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
Американский трудящийся в среднем 4 месяца в году вынужден работать на уплату налогов: федеральных и местных, прямых и косвенных. Одними из самых существенных и быстрорастущих изъятий из заработков рабочих и служащих в США являются сегодня взносы в фонды социального страхования, из которых выплачиваются пенсии и пособия. В отличие от СССР, где средства на эти цели поступают только от предприятий и организаций, в США фонды социального страхования формируются наполовину за счет взносов самих трудящихся (другую половину должны вносить предприниматели).
В значительной мере налоговое бремя трудящихся капиталистических стран усиливается из-за быстрорастущей инфляции. В результате уменьшается покупательная способность и сокращаются реальные доходы населения, а имеющее в ряде случаев место номинальное повышение заработков оборачивается необходимостью платить более высокие налоги, которые почти полностью съедают полученные прибавки.
Если в начале 70-х годов каждый одиннадцатый американец облагался подоходным налогом по ставкам 25 проц. и выше, то теперь таких около одной трети. Сами американцы признают, что с рабочих и служащих США в настоящее время подоходные налоги взимаются по ставкам, которые прежде предназначались для богатых.
Только за счет инфляции в 1980 г. американским казначейством было получено дополнительно 12 млрд. долл. подоходного налога. В 1985 г. таким же путем предполагается выкачать 118 млрд. долларов.
КТО МОЖЕТ ИЗБЕЖАТЬ УПЛАТЫ НАЛОГОВ
Росту налогового бремени трудящихся в странах капитала сопутствует проводимая буржуазными правительствами политика расширения возможностей фактического уклонения от уплаты налогов для корпораций и капиталистов. По этой причине, например, удельный вес налогов с корпораций в доходах федерального бюджета США непрерывно снижается: 1950 г. - 26 проц., 1970 г. - 17, 1981 г. - 11 процентов. В проекте бюджета на 1984 финансовый год они составляют всего 6 процентов. В целом за послевоенное время доля большого бизнеса в пополнении бюджета США сократилась в 5 раз, а доля налогов с населения возросла в 1,5 раза.
Намеченное Рейганом трехступенчатое (начиная с 1981 г.) снижение подоходного налога имеет ту же социальную направленность: выигрыш богатых многократно превосходит ожидаемое сокращение налогов с менее обеспеченных. Так, для семьи из 4-х человек с годовым доходом 10 тыс. долл. сумма снижения подоходного налога должна составить в 1984 г. всего 109 долл., а для семьи с доходом в 200 тыс. - 10 775 долларов. Как видим, доход последней в 20 раз больше, а налоговый выигрыш - в 100 раз.
Этот факт нагляднее отражает сущность налоговой системы современного капиталистического государства, чем существующая фактически лишь на бумаге прогрессивная шкала налогообложения. Ведь по закону в США при личных доходах в сотни тысяч долларов в год ставки налогообложения доведены до 70 - 80 процентов. Но использовать эти ставки налоговому ведомству США практически не приходится.
К законным путям сокращения налоговых обязательств относятся такие финансовые маневры, как покупка облигаций государственных займов, разного рода пожертвования - в благотворительные фонды, на содержание научных и учебных заведений и др. От налогообложений освобождаются амортизационные отчисления фирм на модернизацию производства. Законным считается также перевод капиталов за границу, что может освободить от выплаты части налогов в своей стране. Крупные корпорации и отдельные предприниматели не упускают в то же время возможности использовать для сокращения налоговых платежей пути, находящиеся в явном противоречии с буржуазным законодательством. В некоторых случаях производятся фиктивные пожертвования, которые затем через подставных лиц возвращаются "благородным дарителям". Оформляются также липовые продажи и покупки.
По экспертным оценкам, в США ежегодно предприниматели и частные компании укрывают от налогов 250 - 300 млрд. долл. доходов. Только в 1976- 1980 гг. число выявленных налоговых преступлений увеличилось в этой стране вдвое.
Поскольку налоговые законодательства буржуазных стран отличаются чрезвычайной сложностью и запутанностью (к примеру, в США взимается более 80 различных налогов), "денежные мешки" на Западе, кроме всего, прибегают еще к услугам налоговых экспертов, которые помогают им "маневрировать" доходами, избегая уплаты налогов.
Таким образом, марксистское положение о том, что буржуазное государство является машиной по управлению делами буржуазии, полностью сохраняет свое значение и в наши дни. Даже те налоги, которые капиталисты все-таки вносят в государственную казну, возвращаются к ним многократно умноженными, в виде многомиллиардных заказов, государственных экспертных гарантий и прежде всего в виде услуг всех звеньев государственной машины, обеспечивающей сохранение самого капиталистического строя.
ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ НАЛОГОВ В США