Довольно острой остается проблема сельских дорог. Хотелось бы знать, как идет реализация планов строительства дорог на селе, предусмотренных Продовольственной программой СССР.
С. Бурмистров, агитатор, Костромская обл.
В ЧИСЛЕ МЕР, намеченных Продовольственной программой СССР по дальнейшему подъему агропромышленного производства и социальному преобразованию села, важное место отводится строительству дорог.
Приведем такие данные. Общий объем перевозок в сельском хозяйстве составляет более в млрд. тонн. На долю автомобилей приходится 75 проц. грузоперевозок (23 проц. грузов перевозят тракторы и 2 проц. - гужевой транспорт).
Создание развитой сети транспортных коммуникаций позволяет улучшить связь сельских жителей с центрами культурного, медицинского, торгового и бытового обслуживания, сократить потери зерна, техники, живого веса скота при перевозках и т. д.
По расчетам экономистов, себестоимость грузовых перевозок на современных шоссе равна 2 - 3 коп. за тонно-километр, а на трассах без твердого покрытия - 15 - 20 копейкам. В Эстонии, например, самая густая сеть автодорог в стране - 56,5 км на 100 км"sup"2"/sup" территории. Здесь и наиболее низкая себестоимость доставки грузов автомобильным транспортом.
В условиях бездорожья транспортные издержки в себестоимости сельскохозяйственной продукции достигают 40 - 50 проц., ежегодные потери хозяйств от неудовлетворительного состояния дорог составляют миллионы рублей.
Подсчитано, что увеличение плотности дорог с 1 км до 3 - 4 км на одну тысячу сельских жителей позволяет при одном и том же уровне сельскохозяйственного производства на 5 - 15 проц. сократить капитальные вложения в сельское хозяйство, почти на 20 проц. повысить производительность труда.
Таким образом, очевидно, что экономическое и социальное преобразование села невозможно без развитой дорожной сети. Поэтому прокладке автомобильных дорог - как общегосударственного, республиканского, областного, местного, так и внутрихозяйственного значения - в последние годы уделяется все больше внимания.
В апреле 1980 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "О мерах по улучшению строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог в стране", которым предусмотрено в основном завершить к 1990 г. строительство автомобильных дорог, связывающих районные центры с центральными усадьбами колхозов и совхозов, и прежде всего в Нечерноземной зоне РСФСР. Наряду с этим отмечена необходимость развития сети внутрихозяйственных дорог, связывающих центральные усадьбы сельскохозяйственных предприятий с отделениями, фермами, бригадами, полевыми станами.
НАРАЩИВАЯ ТЕМПЫ
В одиннадцатой пятилетке темпы роста строительства автомобильных дорог с твердым покрытием возросли. Если в 1976 - 1980 гг. среднегодовой прирост их протяженности составил 30,3 тыс. км, то в 1981 - 1982 гг. - 36,9 тыс. километров. Удельный вес дорог с твердым покрытием повысился с 60 проц. в 1975 г. до 72 проц. в 1982 году.
Значительные успехи в дорожном строительстве достигнуты в Красноярском крае, Свердловской, Брянской, Белгородской и ряде других областей.
Так, в Свердловской области в десятой пятилетке построено 1738 км дорог с твердым покрытием, в том числе более 1000 км - в сельской местности.
В одиннадцатой пятилетке здесь намечено ввести в эксплуатацию 2268 км дорог с твердым покрытием.
Хорошо развитая дорожная сеть сложилась в последние годы во Владимирской области. Это не только общесоюзные, республиканские магистрали, предназначенные для транзитных потоков грузов, но и областные и так называемые местные дороги, которые в наши дни становятся одним из рычагов, в корне меняющих жизнь деревни российского Нечерноземья. За девятую и десятую пятилетки протяженность дорог с твердым покрытием увеличилась в области на 3700 километров. Завершен первый этан, предусматривающий прокладку дорог с твердым покрытием ко всем городам, райцентрам и центральным усадьбам колхозов и совхозов. Сейчас все 220 колхозов и совхозов области связаны с районными центрами асфальтом. В области полным ходом идет реализация второго этана дорожного строительства - прокладка капитальных дорог к каждому отделению, бригаде, ферме.
Очевидны успехи в развитии сети благоустроенных дорог и в целом по Российской Федерации.
В республике трассы с твердым покрытием проложены до 887 из 1102 сельских райцентров и до 17737 из 23590 центральных усадеб. Только за 1981 - 1982 гг. постоянные транспортные связи получили 33 районных центра и 1040 центральных усадеб колхозов и совхозов РСФСР.
В СООТВЕТСТВИИ С ПЛАНАМИ
На повестке дня - проблема развития сети внутрихозяйственных дорог с твердым покрытием, которых сейчас в РСФСР только около 40 тыс. км, что составляет немногим более 10 проц. общей протяженности внутрихозяйственных дорог в республике. Особенно мало хороших дорог (в расчете на тысячу га пашни) в Мордовской и Удмуртской АССР, Рязанской и Брянской областях.
В соответствии с Продовольственной программой в 80-е годы дорожное строительство в сельской местности получит ускоренное развитие. За десятилетие предусматривается ввести в действие 130 тыс. км автомобильных дорог общего пользования, соединяющих центральные усадьбы колхозов и совхозов с районными центрами, и 150 тыс. км внутрихозяйственных дорог. В Российской Федерации внутрихозяйственных дорог с твердым покрытием будет проложено в 3,8 раза больше, чем за десятую пятилетку.
Формирование развитой сети автомобильных дорог - предпосылка увеличения протяженности сельских автобусных линий. К 1990 г. намечается связать автобусным сообщением с районными центрами в основном все центральные усадьбы колхозов и совхозов. Вместе с тем улучшаются условия для использования в сельской местности личного транспорта, парк которого быстро растет.
Жители села ежегодно покупают около трети легковых автомобилей, поступающих в розничную торговлю. За 1966 - 1982 гг. продажа легковых автомобилей на селе возросла в 24,5 раза. Если в 1965 г. в сельской местности было продано 17 тыс. легковых автомобилей и 336 тыс. мотоциклов и мотороллеров, то в 1970 г. - соответственно 49 тыс. и 393 тыс., в 1980 г. - 359 тыс. и 569 тыс. и в 1982 г. - 416 тыс. и 592 тыс.
Конечно, строительство дорог в сельской местности и решение связанных с этим проблем - задача непростая, и многое еще предстоит сделать, но ясно и то, что создание хороших дорог позволит повысить эффективность сельскохозяйственного производства и сыграет важную роль в осуществлении социальных преобразований на селе.
Л. БОНДАРЕНКО, кандидат экономических наук