Примерное время чтения: 6 минут
133

ФАКТЫ ПРОТИВ ДОМЫСЛОВ. Наша величайшая ценность

Социалистические национальные отношения в кривом зеркале "советолога" из ФРГ

Дружба народов Советского Союза, сложившаяся в процессе строительства социализма, прошедшая через суровые испытания Великой Отечественной войны и восстановления разрушенного фашистскими оккупантами народного хозяйства, еще более укрепившаяся в условиях развитого социалистического общества, представляет собой величайшую ценность для советских людей, способствует повышению международного авторитета нашего государства. Именно поэтому национальная политика КПСС, дружба народов Советского Союза являются предметом непрекращающихся яростных атак со стороны врагов социализма.

Одним из злостных фальсификаторов является Герхард Симон, "советолог" из ФРГ. Недавно он опубликовал статью "Русские и нерусские в советском обществе", в которой с позиции буржуазно-националистической теория нации интерпретирует данные Всесоюзной переписи населения СССР 1979 года.

УЖЕ САМО НАЗВАНИЕ статьи говорит о ее антисоветском содержании - противопоставлении русских и не русских в Советском Союзе. Тенденциозно подходя к фактическим данным, Г. Симон пытается объяснить замечательные успехи советских наций и народностей в области образования либо завоеванными ими в борьбе против русских привилегиями, либо ростом выдуманного им антирусского национализма.

В частности, Г. Симон прибегает к нечестному приему: введению в перепись не существующей в ней рубрики "Нации без собственной территории".

Какие же народы подпадают у него под эту рубрику?

Г. Симон относит к "нациям без собственной территории" каракалпаков и народности Севера; при этом он делает примечания: "Для каракалпаков существует АССР в составе Узбекской союзной республики", "Для народностей Севера с 1930 г. созданы автономные округа в со ставе РСФСР". Естественно, возникает вопрос: почему каракалпаки и народности Севера, имеющие свою государственность, зачисляются в "нации без собственной территории"? У "советолога" своя логика, логика буржуазного националиста: если нет своего отдельного национального государства, значит, нет и свободы нации.

Обратимся к истории Советского государства.

Программное требование большевистской партии - требование права наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, указывал В. И. Ленин, предполагает, чтобы коммунисты "были безусловно враждебны всякому применению насилия в какой бы то ни было форме со стороны господствующей (или составляющей большинство населения) нации по отношению к нации, желающей отделиться в государственном отношении", чтобы они "требовали решения вопроса о таком отделении исключительно на основании всеобщего, прямого, равного и тайного голосования населения данной территории".

Отстаивание этого права и утверждение его в качестве конституционной нормы способствует воспитанию трудящихся в духе интернационализма, их сплочению вокруг рабочего класса во имя победы социализма и коммунизма.

Однако признание права всех наций на самоопределение, подчеркивал В. И. Ленин, вовсе не означает, что всегда, при всех условиях, государственное отделение той или иной нации целесообразно для ее трудящихся масс. Право нации на самоопределение вплоть до отделения всегда имеет конкретное классовое содержание, и его реализация оправданна лишь при условии, если это отвечает интересам рабочего класса, трудящихся масс данной нации.

Народы Советского Союза объединились в 1917 г. под знаменем социалистической революции, национального равноправия. Под этим знаменем они одержали нелегкие победы в борьбе против эксплуататоров, фашистских оккупантов, против разрухи, невежества, религиозного мракобесия и построили социалистическое общество. На своем опыте нации и народности нашей страны убедились в необходимости, целесообразности и великих преимуществах тесного братского союза, взаимопомощи, дружбы.

НАУЧНАЯ НЕДОБРОСОВЕСТНОСТЬ и тенденциозность проявляются у Симона и при анализе данных о расселенности народов СССР на территории страны. Он рассматривает вопрос расселенности только русского народа и на этом строит фальсификаторскую концепцию о "русской экспансии" в другие советские республики, называет русский народ "кочевым".

При этом он намеренно игнорирует чрезвычайно важные факты:

а) исторически сложившуюся расселенность русского народа на территории страны,

б) проживание на территории РСФСР представителей более 100 народов (здесь расположены 16 из 20 советских автономных республик, все 10 советских автономных округов народностей Севера, 5 из 8 автономных областей);

в) историю становления и развития различных форм национальной государственности в СССР;

г) ту громадную помощь, которую русский народ оказал прежде отсталым народам в их социально экономическом и культурном развитии;

д) самоотверженный труд представителей русской нации на всесоюзных стройках в других республиках в условиях развитого социализма.

Буржуазному националисту и шовинисту Симону оказалось не под силу справиться с данными демографического характера. Он никак не может объяснить, почему в условиях якобы "подавления национальных свобод" в СССР, "насильственной русификации и ассимиляции" численность, например, узбеков за годы Советской власти увеличилась в 3 раза, почти в 2 раза увеличилась численность казахов, татар и т. д.

Из этих данных "советолог" делает вывод, что столь эффективный рост мусульманских народов представляет "угрозу" для русского народа, и в то же время "успокаивает" мусульман, отмечая медленный прирост рождаемости русских. Более того, он бездоказательно утверждает, что данные о численности русских завышены, поскольку при переписи некоторых граждан якобы заставляли "записываться в русские"!

НАДУМАННОЙ является и сконструированная Симоном таблица данных об овладении народами СССР русским языком. Он навязывает читателю вывод о том, что русский язык якобы является государственным в СССР и насильственно вводится в школы и государственные и общественные учреждения национальных республик. Это явное искажение фактической картины языкового общения в СССР. Для всех советских людей русский язык - верный ключ к мировой культуре, к достижениям во многих областях человеческой деятельности.

Вместе с тем представители русской нации, проживающие в союзных республиках, наряду со своим родным русским языком овладевают языком основной нации республики как средством межнационального общения на этой территории. Соответственно последней переписи, по крайней мере около 5 млн. русских свободно владеют языками других национальностей {это почти 24 проц. русских, проживающих за пределами РСФСР).

Но об этом в "труде" Г. Симона не говорится.

Т. БУРМИСТРОВА, доктор исторических наук

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно