ПОЛИЦЕЙСКИЕ В касках и черных мундирах, часть из них верхом, заполняют собой почти все пространство улицы, грозно теснит беззащитных людей. Вот они приближаются к ним вплотную, врезаются в их ряды, сминают, топчут копытами лошадей, травят собаками, избивают дубинками, хватают по одному и грубо волокут к полицейским фургонам...
Такие сцены происходят сейчас чуть ли не каждый день в шахтерских районах цитадели буржуазной демократии - Великобритании. Так английские "стражи порядка" расправляются с бастующими уже три месяца горняками. В упорной борьбе британские шахтеры отстаивают свое право на труд, протестуя против планов закрытия 20 шахт и увольнения 20 тыс. трудящихся.
По сообщениям из Уэльса, Ноттингемшира и других мест, к карательным операциям все чаще привлекаются регулярные войска. Солдат, чтобы это не бросалось в глаза, переодевают в полицейскую форму. В результате таких "операций" многие шахтеры получили ранения, десятки человек арестованы. Чтобы помешать передвижению пикетчиков по различным районам, полиция блокировала основные автомагистрали. "Полицейским государством" назвал Британию лидер Национального профсоюза горняков Артур Скаргилл.
"ВСЕ МЫ ШАХТЕРЫ"
ГОРНЯЦКАЯ стачка встречает все более массовую солидарность трудовой Англии. По всей стране проходят манифестации в поддержку бастующих. Их участники проводят сбор средств в забастовочную кассу. Сотни тысяч шотландских рабочих и служащих провели 24-часовую забастовку солидарности.
Британские острова облетел крылатый девиз "Все мы сегодня шахтеры". Он родился из осознания, что политика консервативного правительства направлена на то, чтобы сокрушить один из наиболее боевитых отрядов рабочего класса Великобритании - горняков (их профсоюз насчитывает 180 тыс. человек).
Вот факты из летописи борьбы британских шахтеров за свои права.
* Май 1926 года. Великобританию охватила всеобщая забастовка, но продлилась она только 12 дней: стачку сорвали реакционные профсоюзные боссы. Не сдались и не подчинились приказу правительства выйти на работу лишь горняки. Они бастовали 6 месяцев.
* 1945 год. Пришедшие после второй мировой войны к власти в стране лейбористы национализировали угольную промышленность. Однако ее состояние и положение горняков мало изменилось. Им пришлось продолжать борьбу за повышение заработной платы и улучшение условий труда.
* 1974 год стал свидетелем серьезной конфронтации шахтерского тред-юниона с кабинетом консерваторов. Общенациональная забастовка горняков, парализовавшая не только все угольные шахты, но и многие электростанции, работающие на угле, продолжалась 4 недели и привела к падению правительства Эдварда Хита.
* По-своему извлекая уроки из этого поражения, тори, вернувшись на Уайтхолл через несколько лет, взялись за "перестройку" угледобычи. При этом повышение ее рентабельности, о которой так много говорят нынешние власти, по существу почему-то мало интересовало Национальное управление угольной промышленности и его главу Я. Макгрегора. "Рационализация" проводилась по типично капиталистическому методу. В результате - десятки закрытых предприятий, тысячи выброшенных на улицу шахтеров. Нынешние планы закрытия шахт - последняя капля, переполнившая чашу терпения.
ЭКОНОМЯ КАЖДЫЙ ПЕНС
ЗАБАСТОВЩИКАМ приходится нелегко. Судите сами. Если у бастующего рабочего нет семьи, он во время забастовки не получает ни пенса. Шахтер с двумя детьми, если его жена не работает, получает пособие в 16 фунтов 50 пенсов в неделю, но не сразу, а только через месяц после начала стачки.
Притом даже на довольно скудное питание для такой семьи нужно не менее 20 ф. ст. в неделю. Мешок угля, которым отапливаются шахтерские дома (его хватает на неделю), стоит 6 фунтов. Сейчас лето, можно было бы сэкономить на отоплении, хотя температура по ночам в июне часто не превышает 5 - 7 градусов. Но в таких домах, как правило, с угольной печью связан и бойлер, без которого семья останется без горячей воды. Да и вообще ей грозит выселение, поскольку строительные компании не согласны долго ждать с ежемесячными выплатами.
Шахтерам приходится распродавать имущество, перезакладывать дома, возвращать компаниям страховые полисы, чтобы получить часть выплаченных за них денег. В бастующих шахтерских поселках - в Йоркшире, Южном Уэльсе - появились кухни, раздающие бесплатный суп, к ним выстраиваются длинные очереди. Такого признака голода не видели здесь со времен национальной стачки 1926 года.
И все же борьба горняков продолжается, ибо, как сказал один из них - Мик Плейт, "если они закроют шахты, у нас не будет другой работы. Поэтому нужно держаться".
КУДА УХОДЯТ МИЛЛИАРДЫ
БУРЖУАЗНАЯ печать, кичащаяся своей "свободой" и "объективностью", с помощью злобной клеветы старается настроить обывателя против горняков, обвиняя их, как всегда в подобных случаях, в "эгоизме" и "пренебрежении национальными интересами". А в подтверждение этих обвинений приводит "пугающие" выкладки о нерентабельности угольной промышленности страны. Предложение же Национального профсоюза горняков сохранить производственные мощности и рабочие места, пока не прекратится экономический спад и не возрастет спрос на уголь, подается буржуазной пропагандой как неприемлемое.
Выходит, забота о судьбе тысяч людей противоречит национальным интересам в этом "гуманном" и "демократическом" мире. Что же тогда соответствует этим интересам?
Недавно в Англии была опубликована очередная "Белая книга", в которой определяются основные направления деятельности военного ведомства на предстоящие годы. Из документа явствует, что за пять последних лет - годы правления тори - военные расходы страны возросли почти в два раза - с 9 до 16 млрд. фунтов стерлингов.
Неукоснительно выполняя решение НАТО 1978 г., кабинет М. Тэтчер ежегодно увеличивает военный бюджет на 3 проц. с учетом инфляции. На 1984/85 финансовый год он планируется на уровне 17 млрд. 33 млн. ф. ст., а в 1986 г. будет доведен до 19 млрд., что составит 14 проц. всех государственных расходов. Большая часть этой огромной суммы пойдет на наращивание и модернизацию ядерного арсенала, в первую очередь на новые подводные лодки с американскими баллистическими ракетами "Трайдент", которые вытянут из государственной казны 9 млрд. фунтов стерлингов.
Великобритания бросает в топку военных приготовлений гораздо больше средств - как в абсолютном выражении, так и в пересчете на душу населения, - чем все другие страны НАТО. Авторы "Белой книги" при этом особо подчеркивают, что британские военные программы подчинены принципу "непоколебимой верности" стратегии США. Так что же, рьяное участие в навязанной Вашингтоном бессмысленной гонке вооружений, против которой все активнее и решительнее выступает все большее число англичан, и есть то, что отвечает британским национальным интересам?!