С 1959 по 1979 гг. в СССР число смешанных браков среди городского населения увеличилось более чем вдвое, а среди сельского - почти в полтора раза. Если в 1959 г. в нашей стране на одну тысячу семей приходилось 102 смешанные в национальном отношении семьи, то в 1979 г. - 149. Сейчас по стране в целом примерно каждая шестая семья образована в результате смешанного брака.
Широкое распространение межнациональных браков в нашей стране является естественным следствием процесса интернационализации всех сторон общественной жизни нашего народа, всемерного экономического и культурного сближения советских наций и народностей.
ПРОЦЕСС возникновения межнациональных браков в нашей стране был нелегким. Для этого предстояло преодолеть немало трудностей, в частности национальные и религиозные предрассудки, старые традиции, национальные ограничения и др. Например, у народов Северного Кавказа, которые миновали стадию капитализма, вплоть до социалистической революции сохранялись пережиточные формы родоплеменных отношений. А это, естественно, препятствовало межнациональным бракам.
Религия очень сильно влияла на весь жизненный уклад народа и исключала браки между представителями разных вероисповеданий. Было даже нежелательно заключение браком между представителями одной народности, принадлежащими к разным племенным и родовым группам. Значительную роль играло и то обстоятельство, что по обычаям всех коренных народностей Северного Кавказа личностный момент при решении вопроса о браке не имел значения. Он решался с учетом социального положения жениха и невесты, их происхождения, родства семей и т. д.
Однако уже первые декреты Советской власти об отмене национальных и религиозных привилегий и ограничений подорвали основы прежней национальной розни и положили начало сближению народов нашей страны. Социалистическая индустриализация, культурная революция в районах Северного Кавказа вызвали широкую миграцию населения и привели к формированию интернациональных по своему составу коллективов, что и способствовало возникновению и росту межнациональных браков. В настоящее время, например, в Махачкале живут и работают представители 60 наций и народностей. Являясь следствием социально-экономического и духовного развития нашего общества, смешанные браки, в свою очередь, способствуют преодолению религиозно-националистических пережитков и предрассудков.
В 1970 г. в Дагестане межнациональные браки составили 8,6 проц. по отношению к общему числу браков. Доля смешанных семей среди городского населения республики в том же году равнялась 16,6 проц., а среди сельского составила 3,9 процента.
Данные статистики и результаты исследований свидетельствуют о том, что процесс заключения смешанных браков характеризуется тенденцией к относительному и абсолютному росту.
В 1936 г. в Махачкале было заключено 950 браков, из них 203, или 21,4 проц., являлись межнациональными, а в 1973 г. из 2149 браков смешанными были 621, или 28,9 процента.
Высок удельный вес межнациональных браков и в других городах республики. Так, в Буйнакске он составляет 24,2 проц., в Каспийске - 24, в Кизилюрте - 36,7, в Избербаше - 23,2 процента. В Кабардино-Балкарской АССР, по данным Всесоюзной переписи населения в 1979 г., смешанные семьи составляли 13,1 процента. В 1982 г. каждая десятая семья в Дагестане состояла из представителей разных наций и народностей.
Тенденция роста межнациональных браков характерна для всех районов республики. Так, например, в таких высокогорных районах, как Ботлихский и Рутульский, в 1970 - 1981 гг. было зарегистрировано соответственно около 300 и 200 смешанных браков.
Удельный вес смешанных браков в ряде сельских районов республики в 1973 г. составил: в Бабаюртовском районе -21,7 проц., в Тарумовском -19,3, в Ногайском - 17,3, в Дербентском - 17,0 процента.
В результате глубоких социально-экономических преобразований, патриотического и интернационального воспитания масс в нашей стране произошли существенные изменения во всех сферах жизни, сформировался новый человек, преобразовались семейно-бытовые отношения, в которых утверждаются коммунистическая нравственность, новые общесоветские традиции и обычаи.
"Научный коммунизм", 1984, N 3