74

БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. СРОКИ, КАЧЕСТВО, КУЛЬТУРА

Хотелось бы знать конкретно, какие меры предусмотрены для повышения качества бытовых услуг в рамках проводимого с 1 июля в восьми регионах РСФСР экономического эксперимента.

А. Жиганов, Ивановская обл.

На вопрос отвечает начальник Главного управления развития сельской службы быта и организации бытового обслуживания населения Минбыта РСФСР В. П. ЛЕКСАКОВ.

ЭКСПЕРИМЕНТ дает большую самостоятельность руководителям предприятий, ограничивая число отчетных показателей. Но главным из них остается объем реализации бытовых услуг. Казалось бы - снова рубль, вал. Может возникнуть некоторое сомнение: а не подомнут ли под себя объемные показатели и качество, и культуру обслуживания? Не заслонит ли "рубль" человека?

Нет, этого не произойдет. Вводится дополнительный показатель - объем услуг, оплачиваемых населением, и он очень важен, так как теперь предприятия службы быта будут вынуждены большее внимание уделять индивидуальному заказчику, а не обслуживанию различных организаций.

Кроме того, предприятию важно будет не просто выполнить план в целом и даже по отдельным группам услуг, но и дать прирост по каждой группе. Ранее размер фонда заработной платы планировался лишь в зависимости от объемных показателей, теперь - от темпов прироста услуг, т. е. за каждый процент прироста увеличивается и фонд зарплаты на один процент. Вот и стимул к лучшему, более полному удовлетворению запросов людей. Но и это еще не все. Эксперимент, как известно, нацеливает работников отрасли на бригадный, метод организации и оплаты труда, договорные формы работы. Если при них бригада не выполнит план, то с ней будет расторгнут договор на данный вид оплаты труда. Выполнен план, т. е. достигнута фиксированная сумма выручки - и средства, полученные сверх нее, в соответствии с положением будут распределены между работниками бригады.

Теперь о качестве.

Предусмотрены повышенные доплаты за профессиональное мастерство высококвалифицированным рабочим. Так, например, рабочим IV разряда можно повышать доплату до 16 проц., V разряда - до 20, VI разряда и закройщикам высокой квалификации в ателье высшего и первого разряда - до 24 проц. тарифной ставки.

Предусматривается доплата за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания и прочие организационные и производственные инициативы.

Лучше будет инженерное обеспечение качества. Эксперимент разрешает вводить в состав бригад ИТР, чего раньше не было, и, естественно, на них тоже распространяются все те материальные льготы, которые предусмотрены коллективным подрядом. Рабочее умение плюс инженерный расчет - разве это не гарантия качественного труда? Кстати, премии, которые инженерно-технические работники раньше получали из фонда материального поощрения, скажем откровенно, были невелики. Другое дело - фонд заработной платы. Надбавки к должностному окладу за перевыполненный план будут весьма существенны. А перевыполнить его можно - здесь я возвращаюсь к основной теме, - если больше людей будет обращаться в службу быта, если их удовлетворят и культура, и качество, и сроки работ.

И наконец - контроль заказчика. Теперь все заказы будут оплачиваться, как правило, только по исполнении, практически все заказы клиенты будут контролировать рублем, т. е. платить за них, только убедившись, что выполнены они в соответствии с их требованиями, пожеланиями.

Министерством утверждено положение, согласованное с Госкомтрудом СССР, о работниках, которым разрешено совместительство. Их круг значительно расширен. В послерабочее время специалисты, занятые на предприятиях любой отрасли, смогут заняться починкой радиоприемника, телевизора, бытовой техники, выполнением других работ. Предприятия бытового обслуживания оплатят им не только их труд, но и затраченный ими материал, амортизацию инструмента. Такие люди могут быть объединены в бригады, и тогда на них полностью распространяется положение о бригадной работе и распределении заработка с учетом реального вклада каждого.

Добавлю, что если сейчас участниками эксперимента являются предприятия службы быта Башкирской АССР, Коми АССР, Алтайского края, Астраханской, Ивановской, Кемеровской, Саратовской, Ярославской областей, то с января будущего года в эксперимент включатся предприятия службы быта еще 20 регионов страны.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно