"ГОСПОДИН ПРЕЗИДЕНТ, возвращаем в Белый дом грамоты, которыми вы нас наградили за успехи в учебе. Не можем оставить их у себя, поскольку это означало бы, что мы поддерживаем вашу политику в области просвещения. По вашей вине были ликвидированы важные программы, которые давали возможность бедным получить хоть какое-то образование". Такое письмо получил Р. Рейган от студентов города Риджвуда (штат Нью-Джерси). К нему были приложены 12 грамот, которыми глава Белого дома наградил лучших учащихся американских вузов.
"В результате политики урезания ассигнований на социальные программы система образования переживает сейчас беспрецедентный кризис, - заявил один из организаторов этой акции протеста Марк Страусе. - Молодежь США намерена сделать этот вопрос одним из центральных в ходе предстоящей избирательной кампании".
С критикой политики нынешней администрации в области просвещения выступают многие политические деятели США. "Рейган будет биться насмерть за программу производства ракет MX, но не пошевелит и пальцем, чтобы улучшить систему образования", - заявил Уолтер Мондейл.
За годы правления Рейгана сокращены на треть ассигнования на программы, предусматривающие преподавание в школах на двух языках. Еще на 32% предложено сократить средства, выделяемые на обучение школьников, для которых английский язык не является родным. Значительно урезаны средства на выплату жалованья школьным учителям, свертываются многие учебные программы. Из бюджета министерства образования планируется изъять дополнительно более 2 млрд. долл.
Наглядным результатом кризиса системы образования в США является то, что более 25 млн. американцев сегодня практически не умеют ни писать, ни читать.
Более 70 млн. американцев испытывают серьезные трудности в современном обществе из-за своей "функциональной неграмотности". Примерно 1/3 17-летних американцев не имеет среднего образования. Эти и многие другие данные были приведены в докладе министерства образования США. По сообщению газеты "Вашингтон таймс", статистика и выводы этого документа произвели такое сильное впечатление на министра образования США Т. Белла, что он приказал на время засекретить их и не публиковать под предлогом "сомнительного характера" некоторых данных. Однако сомнения министра вскоре развеялись, и он вынужден был признать, что "массовая неграмотность превратилась в общенациональную проблему, которая с каждым годом обостряется".