Примерное время чтения: 4 минуты
114

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ. Пропагандистский пустоцвет

ЧЕМ БЛИЖЕ президентские выборы в Америке, тем ощутимее стремление Белого дома завербовать на свою сторону как можно больше избирателей. Между тем результаты последних опросов общественного мнения неизменно указывают на рост в стране крайней обеспокоенности тем, что жесткая внешнеполитическая линия Р. Рейгана, особенно в отношении Советского Союза, может привести к ядерной катастрофе. 80-90 % опрошенных (это уже даже не нюанс, а набат!) высказываются за немедленную нормализацию американо-советских отношений.

Надо ли в свете этого удивляться, что тон речи хозяина Белого дома на 39-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был медово-миролюбивым, даже елейным? Тон этот (ибо дальше понижения модуляций голоса да изменения обычно злобно- агрессивного словаря дело не пошло) мало кого обманул, хотя выход Р. Рейгана на ооновскую трибуну заранее рекламировался как его "историческое" появление "в роли апостола примирения между Востоком и Западом". "Выступление президента, - отмечала, например, телекомпания Си-би-эс, - стало началом нового этапа в предвыборной кампании Рейгана: теперь он стремится сыграть роль борца за мир и разоружение... и слегка подправить образ правого деятеля".

Но если речь президента США явно вызвала у многих разочарование, поскольку не содержала никаких, кроме словесных, признаков изменений в существе нынешней политики американской администрации, то приглашение в Белый дом А. А. Громыко, первое на столь высоком уровне за все президентство Р. Рейгана, поначалу произвело довольно сильное впечатление и на публику, и на американскую прессу. Газеты заговорили о "новом начале" в советско-американских отношениях, о том, что Москва, мол, "придя к выводу, что Рейган будет переизбран", идет на уступку ради того, чтобы "заложить фундамент будущего"...

Чтобы усилить это впечатление, которого и добивались советники президента, Рейган провел незапланированную пресс-конференцию, на которой обещал стремиться к "поиску путей снижения уровня вооружений" и "улучшению рабочих связей" с Советским Союзом.

Наиболее трезвые обозреватели все же задались вопросом: что конкретно может предложить Рейган, дабы продемонстрировать свое желание улучшить советско- американские отношения? Газета "Нью-Йорк таймс" в этой связи довольно едко заметила: "Как может фотография, на которой президент изображен вместе с советским министром иностранных дел, доказать, что президент хочет добиваться контроля над вооружением?"

Вопрос вполне резонный. Ни сама по себе фотография, ни сам факт встречи, состоявшейся в Вашингтоне 28 сентября, еще не могут свидетельствовать об успехе встречи. От таких встреч ждут значимых итогов. А откуда им взяться, если, по оценке высокого советского участника, "состоявшаяся беседа... не позволяет, к сожалению, сделать вывод о практически положительных изменениях во внешнеполитическом курсе администрации США". А ведь этот- то курс и вызвал ухудшение международного климата и опасения американцев, о которых мы говорили вначале. Поэтому ложные надежды, вызванные в Америке заверениями Рейгана, сменились новым разочарованием. "Администрации, - писала газета "Ньюсдей", - не удастся скрыть провал попытки добиться успеха с помощью "дипломатии на скорую руку".

"Не видно, - сказал далее товарищ Громыко в заявлении для печати после встречи, - чтобы администрация США была готова занять реалистические позиции по существу острых проблем войны и мира, без взаимоприемлемого решения которых невозможен поворот к лучшему ни в советско- американских отношениях, ни в международной обстановке".

Четко, ясно и откровенно. Советский министр прибыл на встречу не с пустыми руками. Конкретные, мотивированные предложения нашей страны по самым актуальным проблемам современности, в том числе выдвинутые уже на нынешней сессии ГА ООН, широко известны и находят благожелательный отклик повсюду в мире. Только не в Вашингтоне, где "гарантией международного мира" объявляется военная сила, где альфой и омегой политики остается стремление диктовать свою волю другим. А такая позиция лишает конструктивности любой диалог, делает его сосудом без содержимого, пирогом ни с чем. И попытки Белого дома подменить, жонглируя словами, существо политики пустопорожней формой и выдать ее за прогресс никого не обманут.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно